Сто лет одного писсуара: шедевр Дюшана и искусство XX века
Сто лет назад, в апреле 1917 года, французский дадаист Марсель Дюшан представил в Нью-Йорке свое самое смелое произведение — "Фонтан". Под лирическим названием скрывался обычный перевернутый писсуар, подписанный псевдонимом R. Mutt, что в переводе означает "дурак". Для своего оригинального творения Дюшан придумал особый термин "реди-мейд", то есть "готовое изделие". К столетию "Фонтана" многие западные музеи устроили акцию — бесплатный вход по кодовому слову "Ричард Мутт" и перформансы в мужских туалетах.
Сегодня "Фонтан" — один из известнейших предметов искусства, хотя многие до сих пор спорят, можно ли вообще считать его искусством. Тем не менее в 2004 году по результатам опроса 500 арт-критиков, галеристов и художников писсуар Дюшана занял первое место в списке произведений XX века, которые оказали наибольшее влияние на развитие мирового искусства, опередив Пикассо и Матисса. Понять, почему эксперты так высоко оценили, казалось бы, простой предмет сантехники, можно, посмотрев, как последующие поколения художников переосмыслили произведение эпатажного француза.
Банки с супом "Кэмпбелл" Энди Уорхола
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями:
Добавить комментарий!