» » Андрей Шишкин: директора оперы из меня сделал черный рынок

Андрей Шишкин: директора оперы из меня сделал черный рынок


Как поставить оперу на санскрите, получить признание публики и заработать на этом деньги? Директор театра оперы и балета Екатеринбурга Андрей Шишкин рассказал о спектакле, который до него в России не ставил никто.
Андрей Шишкин: директора оперы из меня сделал черный рынок

Екатеринбургский театр оперы и балета привез в Москву уникальный спектакль. Опера "Сатьяграха" о жизни и борьбе Махатма Ганди была написана гуру музыки ХХ века американцем Филипом Глассом. Постановка произвела в столице настоящий фурор, что неудивительно — такой оперы в России еще не было. Спектакль выдвинут на "Золотую Маску" сразу в нескольких номинациях: лучшая опера, работа дирижера, режиссера, художника по свету и лучшая мужская роль. Директор театра Андрей Шишкин рассказал Анне Кочаровой о том, как он пошел на такой риск и увлек артистов сложнейшей работой.


Андрей Шишкин: директора оперы из меня сделал черный рынок
Опера "Сатьяграха"

Почему вы выбрали столь необычную партитуру для постановки? Это ведь титанический труд и для артистов, и для зрителей.


— У меня было счастливое детство, я слушал Led Zeppelin, в институте были Дэвид Боуи, Брайaн Ино, увлекался музыкой ambient и Филипом Глассом. В советское время существовал черный рынок, были квартиры со стеллажами, заставленными записями, можно было переписывать. Мне повезло, что я учился в среде, которая соответствовала духу времени. Любовь к джазу, блюзу, арт-року сохранилась на всю жизнь.



С другой стороны, когда я пришел в театр в 2006 году, на спектаклях было примерно 40 человек в зале на 940 мест. Пять лет мы потратили на то, чтобы ставить академические спектакли с дуэльными пистолетами, бакенбардами и цилиндрами. Это нужно было для того, чтобы вернуть публику в театр. Мы были под страшной критикой со стороны прессы, что мы архаичны, не развиваемся. Потом нужно было время для того, чтобы солисты "сели на иглу премьер". Фактор денег важен в театре, но есть еще фактор "я должен петь в первом составе", "я должен участвовать в постановке". Теперь в сезон мы выпускаем стабильно четыре спектакля — два балета и две оперы. За 10 лет пройден огромный путь, от 40 человек в зале до заполняемости на 92%, от 12 миллионов рублей до 120 миллионов рублей в год на продажах театральных билетов, за 10 лет в 10 раз.


Андрей Шишкин: директора оперы из меня сделал черный рынок
Сцена из спектакля "Сатьяграха"

Когда мы подошли к 100-летию театра, я понял, что мы получили доверие публики, и можем выпустить продукт, который будет покупаться до премьеры. Я вернулся к идее с "Сатьяграхой", которую до этого слышал, но не видел. На каком-то этапе я оказался в Амстердаме, общался с иностранным агентом, который нам помогает. Рассказал ему о своих мечтах, о том, что не знаю, где искать концы, как выкупить права и арендовать ноты. На следующий день он повел меня к нотному библиотекарю в Амстердамской опере, который, оказалось, участвовал в первой постановке этой оперы в 1979 году. Он вызывался нам помочь. Мне дали контакты агентов, я стал списываться, и ситуация "пошла в руки".


Я живо представляю себе картину, как вы вывешиваете в театре объявление о начале репетиций на санскрите. Как восприняли артисты эту работу?


— Я понимал, что когда я вывешу этот приказ, будет отторжение. Артисту выгоднее выучить партию Герцога в "Риголетто", "продать" себя в соседние Челябинск, Тюмень — это хлеб. Это выгоднее, чем учить что-то на санскрите, то, что никто больше не поставит как минимум в России. Я опасался массового отказа.


Но я думаю, что помогли несколько вещей. Мы нашли специалиста из Санкт-Петербургского университета Наталью Силкину, которая ходила за каждым певцом по сцене и не только подсказывала фонетику, но и объясняла, о чем сейчас говорится в тексте, чтобы артист понимал, о чем речь.


С другой стороны, повлияли режиссер Тадэуш Штрасбергер и дирижер Оливер фон Дохнаньи, которые отнеслись к этому делу серьезно и требовательно. Никаких отказов от исполнителей не звучало. С каждым солистом меня были личные договоренности, что люди должны быть в команде, что важна их поддержка. Мы не приглашали вокалистов со стороны. Это был внутренний проект, наша особая миссия. Вся работа заняла год, от начала репетиций до премьеры.


Андрей Шишкин: директора оперы из меня сделал черный рынок
Сцена из спектакля "Сатьяграха"

А как реагировала публика?


— Когда мы начали продавать билеты в кассе, некоторые люди спрашивали: "Кто такой Махатма Ганди — сын Индиры Ганди?" или "Это будет индийское кино, танцы и песни?" Приходилось много и долго рассказывать.


Но в итоге премьера оказалась успешной…


— После премьеры прошло два сезона, и мы сыграли около 28 спектаклей — это очень много. Это примерно по 2 спектакля в месяц. Согласитесь, это не "Евгений Онегин" или "Пиковая дама". Перед премьерой все журналисты задавали мне едкий вопрос: "Вы вообще осознаете, что вы делаете экспериментальный, фестивальный спектакль? Для нормального зрителя это не посещаемо, вы впустую тратите деньги…" Я робко отвечал, что мы будем надеяться, что он будет интересен. Но такого успеха никто не ожидал.


Все же, как директор государственного театра вы вкладывали в эту постановку не только силы, но и деньги. Почему вы пошли на такой риск?


— Для директора театра оперы и балета важна интуиция. Я всегда считал себя прагматиком, и был уверен, что все поддается логике. Но с годами я начинаю понимать, что многое определяется на интуитивном уровне. Я настолько горел желанием сделать этот спектакль, чтобы он состоялся, что даже не допускал мысли, что что-то будет не так.


Дорого ли обошлись авторские права, которые нужно было выкупить для постановки?


— Относительно. Для нас это, конечно, деньги, но в рамках мирового театра — недорого. Есть весь понятие прав и понятие аренды нот. В итоге каждый спектакль стоит нам около 70 тысяч. А собираем за спектакль около 700 тысяч, то есть получается около 10%.


В вашей команде все же есть иностранцы: это словацкий дирижер и американский режиссер-постановщик, оба они номинированы сейчас на "Золотую Маску".


— Мы долго выбирали дирижеров, агент рекомендовал Оливера фон Дохнаньи, который осуществил постановку и теперь стал главным дирижером нашего театра. Мы выбирали из режиссеров — и в итоге это Тадэуш Штрасбергер, который теперь готовит к осенней премьере еще один спектакль в нашем театре, "Пассажирку" композитора Вайнберга. Но на первую встречу по "Сатьяграхе" Тадэуш приехал подготовленный не так, как я ожидал.


Дело в том, что я 14 раз побывал в Индии, встретился с кришнаитами и побывал во Вриндаване (место паломничества последователей вайшнавизма — ред.). Я в материале, по-честному прочитал всю Бхагаватгиту.


До этой постановки я, как директор, не считал возможным влезать в работу режиссеров. А тут я для себя посчитал необходимым оказаться внутри ситуации. Мы очень много говорили с Тадэушем. Дело даже дошло до того, что я хотел отвезти его в Индию, показать ему это все. Я очень искренне хотел, чтобы спектакль получился. И мне кажется, что мое отношение повлияло в итоге на Тадэуша.


Андрей Шишкин: директора оперы из меня сделал черный рынок
Исполнитель главной роли Владимир Чеберяк — номинант "Золотой Маски"

На "Маску" претендует и исполнитель главной партии — Махатма Ганди — Владимир Чеберяк. Он совершенно поражает тем, как вжился в эту роль актерски. Говорят, он даже специально побрился налысо.


— Мы делали парики и понимали, что качество парика не годится, все будет видно. Дорогой парик мы купить не могли. Бились, совещались, думали привезти какой-то парик из Лондона. Но я подошел к нему и попросил побриться налысо. Он пошел и побрился.


В опере есть текст, когда Кришна говорит: "приравняй поражение к победе". Это то, чем я сейчас руководствуюсь. Нам могут дать "Маски", а могут и не дать. Но мы сделали главное — мы уже победили, создав оперу, которой не было. Мы продемонстрировали, что театр из провинции может сделать идеологический и информационный рывок вперед.


  Источник: http://ua-ru.info/
Просмотров: 613; Комментариев: 0; Дата публикации: 18-03-2016, 16:23

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями:
Не согласны или есть что добавить? - Напишите свой комментарий!

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код:

Рекомендуем похожее:

Большой театр представит премьеру Даргомыжского "Каменный гость"

Спектакль ставит молодой режиссер Дмитрий Белянушкин. Оперу "Каменный гость" из-за ее необычности

Худрук "Геликон-оперы" ставит Стравинского в Финляндии

Последний раз опера Игоря Стравинского "Похождение повесы" шла на сцене Финской национальной оперы

Фестиваль "Золотая Маска" открывает опера "Пиковая дама"

В конкурсной программе фестиваля участвуют 52 театра из 19 городов России, 69 спектаклей и более

Балет Парижской оперы примет участие в фестивале "Мариинский"

ХVI международный фестиваль балета "Мариинский" пройдет с 31 марта по 10 апреля. На фестивале в

Росхудклирнадзор будет лицензировать спектакли по воздействию на чувства ве ...

В России создают Росхудклирнадзор, который будет выдавать лицензии театрам на постановки

Дела о постановке «Тангейзера» будут рассмотрены в Новосибирске в мировом с ...

В Новосибирске мировой суд рассмотрит административные дела, которые были возбуждены в отношении

В Канаде два поезда сошли с рельсов из-за сильного ветра

Сегодня, 05:10
Поезда, которые сошли с рельсов, перевозили опасные вещества.

В Германии победители выборов провели первые переговоры

Сегодня, 04:54
Лидеры ХДС, ХСС и "зеленые" положительно оценили первую встречу.

В Китае за коррупцию наказали 125 тысяч чиновников

Сегодня, 03:49
За пять лет в стране провели 1,25 млн проверок и расследований в отношении кадровых работников.

Brexit: ЕС ждет конкретных предложений от Великобритании

Сегодня, 01:34
Великобритания должна выступить с более конкретными предложениями по Brexit, считает Туск.