"Двое в ванне" и "Ванька голый": как ленинский план изменил облик городов
Сто лет назад вступил в силу ленинский план монументальной пропаганды. В короткие сроки по всей стране предстояло установить памятники "идеологически верным" историческим личностям и мифологическим героям.
В интервью ua-ru.info москвовед и экскурсовод Татьяна Воронцова рассказала, как новые монументы изменили облик городов и за что горожане невзлюбили некоторые из них.
Если верить воспоминаниям Луначарского, Ленин позаимствовал идею у итальянского философа-утописта Кампанеллы. Это была серьезная программа по просвещению, образованию и наглядной агитации. Речь шла о памятниках и барельефах, а также лозунгах.
Новая власть обратилась к известным дореволюционным скульпторам. Так, у здания МГУ на Моховой стоят памятники Огареву и Герцену. Это работы Николая Андреева, созданные именно в рамках монументальной пропаганды. Или же Островский у Малого театра — тоже его, 1929 года, один из последних монументов ленинского плана.
Конечно, качество скульптур было разным. Даже у того же Андреева, большого мастера, случались неудачи. В 1920 году на площади Революции установили его памятник Дантону. Народ говорил, что это голова из "Руслана и Людмилы": из-за неудачных пропорций монумент действительно выглядел странно.
В реализации плана принимали участие и молодые скульпторы, в том числе Сергей Коненков. На Лобном месте появилась его скульптурная группа "Степан Разин с ватагой", больше всего нравившаяся детям: работа была выполнена из дерева, это очень теплый материал.
В критических статьях тех лет писали, что автор изобразил не борца с царским режимом, а героя народного эпоса. В итоге монумент убрали. Сегодня о нем можно судить только по фотографиям: он и правда воспринимается как многофигурная композиция на детской площадке.
Например, памятник Робеспьеру, установленный в ноябре 1918 года в Александровском саду, развалился за одну ночь. В газетах тогда писали, что это был теракт. На самом деле он просто рассыпался — скорее всего, от перепадов температуры.
Сразу в нескольких городах в те годы воздвигли памятник Освобожденному Труду — я нашла порядка семи. В Москве в 1920-м объявили конкурс, памятник должен был стоять на постаменте от монумента Александру III около храма Христа Спасителя. Проекты представляли в Пушкинском музее, участвовали скульпторы Мухина, Королев, Меркуров. Комиссия не выбрала победителя, да и на месте храма решили строить Дворец Советов.
А в Петрограде на Елагином острове такой монумент установили. В народе его прозвали "Ванька голый".
Это была исполинских размеров скульптура наподобие гигантской античной обнаженной фигуры, только с молотом в руках. Накануне открытия приехала комиссия и раскритиковала памятник. В итоге за ночь его "одели" в фартук.
Также ленинский план касался барельефов. Старые сбивали и устанавливали новые. Например, при входе в Музей Ленина можно видеть лепной медальон: рабочий с молотом и крестьянин. Раньше тут был царский герб.
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями:
Добавить комментарий!