Новый худрук МХАТа Эдуард Бояков: "После Крыма патриотом быть легче"
Московский художественный академический театр имени Горького возглавил известный театральный продюсер, режиссер и педагог Эдуард Бояков. Прежний руководитель, народная артистка СССР Татьяна Доронина, назначена на специально учрежденную должность президента театра.
Заместителем художественного руководителя по творческой работе стал артист Сергей Пускепалис, а заместителем худрука по литературной части — писатель Захар Прилепин. В первом интервью в новой должности, которое Эдуард Бояков дал ua-ru.info, он рассказал, каким видит будущее труппы и что такое настоящий русский театр.
Я говорю о национальной драматургии, о необходимости этому служить, и, может быть, где-то воссоздавать этот феномен. Но как только я скажу "А", я скажу и "Б": мы не можем быть вне мирового контекста. И я никогда не буду противопоставлять национальную и мировую драматургию. Но при этом я утверждаю, что это разные феномены. Это все равно что спрашивать ребенка: "кого ты больше любишь — маму или папу?". Нельзя так говорить.
Мы — часть мировой культуры, и мы — уникальная суверенная русская культура и школа. И не только в отношении драматургии. У нас есть какие-то качества, которые нужно хранить и развивать.
— Конечно, да. Оговорюсь, что мы с Захаром Прилепиным уже приличное время находимся в творческом контакте. Я делал в Донецке спектакль по стихотворному сборнику, который он составлял. Я делал спектакль с ним на нашем фестивале в пушкинской усадьбе "Захарово" по книге "Взвод". Наши вкусы очень часто совпадают.
Я готов отвечать за театр как худрук и буду это делать. Но то, что Захар в этом вопросе важнейший для меня авторитет, — это безусловно. И как писатель, и как историк, автор выдающейся книги про Леонида Леонова, сейчас он заканчивает книгу про Сергея Есенина. Он очень много написал на историческую тему. Он личность уникальная, потому что он любит других писателей, это редкое качество для автора. Он прекрасно знает современную поэзию, так что он нужен театру в разных качествах.
— Сергея я знаю еще дольше, чем Захара, с того самого первого курса Петра Фоменко. Он участвовал в одном из самых первых моих фестивалей "Новая драма", который открывал множество имен драматургов и режиссеров. И там был его спектакль по "Пьесе №27" Алексея Слаповского, я очень хорошо помню эту постановку. Сергей Пукепалис — человек невероятной органики и актерской, и режиссерской. У нас мало в стране обладателей "Берлинского медведя". А то, что он сделал с ярославским театром имени Волкова и Магнитогорским драматическим театром, которыми он руководил… Так что его приход — это, безусловно, позитивное событие. Пускепалису очень верю, это очень уважаемый мною человек.
— Мы только начали обсуждение. Я говорил и буду говорить ей и публично, что я сделаю все для того, чтобы она была включена в жизнь труппы во всех деталях. Для меня просто с ней быть — это честь, это важно, это прекрасный опыт, это серьезно. Почитать этот талант, грандиозные заслуги — моя обязанность.
— Верно. Мы общались вчера с руководством в большом объеме, а с труппой предстоит встреча в ближайшие дни.
— Конечно же, смотреть репертуар и обсуждать его с театром.
Только один спектакль не обсуждается — это касается "Синей птицы", постановки Станиславского, это трогать нельзя. Что, кстати, никоим образом не отменяет очень серьезной работы и с этим спектаклем. Не знаю, какое точно слово употребить, — он требует ревизии… Здесь слышится некая проверка. Это проверка не только театра, но и нас. Это скорее такая "сонастройка", которую нужно проделать.
Конечно, будут новые названия, новые имена, приглашенные актеры. Ни один репертуарный театр не должен быть замкнутым, это не катакомбы. Но основой и репертуара и тонуса будет штатная труппа.
— Это важнейший вопрос. Здание интересное, очень мощное. Это, действительно, образец поздне-брежневской архитектуры. Отношение к модернизму этого времени у нас не сформировано. Априори есть сильная усталость от этой функциональной архитектуры, мы ее заранее не любим. Но на самом деле не все так просто.
Становится понятно: в 1970-1980-е были невероятные примеры интересной архитектуры. Со зданием — я не буду пока говорить подробно — есть очень много проблем инженерного свойства. Многие интересуются, не будет ли театр закрыт на ремонт. Сейчас — нет. Но осмыслить это здание мы должны очень серьезно. Этого пока нет, я утверждаю с уверенностью. Театр надо заявить.
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями:
Добавить комментарий!