«Фашистские нелюди плюнули в душу…»
Если целью закона о декоммунизации было перебить скандал вокруг коррупции в правительстве, то Верховная Рада со своей задачей справилась блестяще: за прошедшие четыре дня СМИ забыли о так и не созданной следственной комиссии по Кабмину Арсения Яценюка, вместо этого обсуждая принятый парламентом антикоммунистический закон. И особенно ту его часть, которая касается переименования городов, сел и улиц. На это, по подсчетам экспертов, в течение ближайшего года нужно потратить несколько миллиардов гривен.
С карты Украины должны исчезнуть десятки названий населенных пунктов во главе с Днепропетровском, а с планов городов — сотни улиц во главе с многочисленными на юге и востоке улицами Ленина.
Резонанс вокруг закона привел к тому, что депутаты правящей коалиции начали трактовать некоторые положения закона в сторону смягчения. Несмотря на то что в документе четко прописан порядок переименований улиц и городов (если это не сделает горсовет, то должна сделать обладминистрация), нардеп от «Народного фронта» Виктория Сюмар заявила, что закон носит рекомендательный характер, потому что переименование населенного пункта или улицы — прерогатива местных властей.
Так же считает и секретарь парламентского комитета по местному самоуправлению, депутат от Блока Петра Порошенко Алексей Гончаренко: «Я считаю, что в части переименования улиц и городов этот закон носит рекомендательный характер. Он дает право переименовывать города. Теперь в них должны пройти общественные слушания, по итогам которых местной власти предстоит решить — сохранять старое название или нет. Если решат сохранить — значит, так и будет».
На местах уже задумались, во что им выльется принудительное прощание с советским прошлым. Так, топонимическая комиссия Харьковского горсовета уже посчитала, что нужно переименовать около 200 улиц, переулков и площадей, пять районов и несколько станций метро — то есть каждое девятое название в городе. В случае с районами десяткам тысяч горожан придется вносить коррективы в документы, а районным органам власти заказывать новые печати. Местные власти недоумевают, как завершить все переименования за предписанные законом полгода, ведь если соблюдать все положенные процедуры, процесс может затянуться на десяток лет.
А в порту Ильичевск и вовсе пытаются избежать переименования. «Какое отношение Ленин имеет к нашему городу? Все время, что я нахожусь у руля города, я пытаюсь привить людям философию, что город назван в честь пророка святого Ильи», — говорит мэр Ильичевска Валерий Хмельнюк.
В Днепропетровске и вовсе хватаются за голову — ведь там нужно переименовать и сам облцентр, и область, и Днепродзержинск с Орджоникидзе.
По мнению депутата Днепропетровского горсовета Сергея Воробьева, переименовывать город вообще не нужно. «Заниматься какими-то переименованиями в нынешней ситуации просто глупо. Борьба с памятниками, с прошлым, что называется, „не на часi“. Судя по тому закону, который мы видели, все затраты лягут на городскую казну, а это миллионы», — сказал «Вестям» депутат горсовета Сергей Воробьев.
Не все, однако, считают, что борьба с памятниками «не на часi». В первую же ночь после принятия закона в Харькове снесли памятники советским вождям Якову Свердлову и Серго Орджоникидзе. Это возмутило мэра Геннадия Кернеса: «Правоохранительные органы должны объяснить, почему они допускают незаконный снос памятников». А руководство Харьковского тракторного завода имени Орджоникидзе и вовсе не сдерживало эмоций: «фашистские нелюди плюнули в историю Украины и души работников Харьковского тракторного завода им. Серго Орджоникидзе. Ночью вандалы и варвары в масках снесли памятник Серго Орджоникидзе, который находится у здания главного заводоуправления. Для завода и его сотрудников памятник являлся символом трудовых побед и достижений заводчан… Коллектив завода обращается к силовым структурам с просьбой немедленно приступить к расследованию акта вандализма со стороны молодчиков, которые действовали как бандиты и воры под покровом ночи».
«Инициаторы закона, похоже, недооценили его последствия, — считает политолог Михаил Погребинский. — В ситуации, когда невозможно обеспечить даже минимальные социальные потребности людей, еще и провоцировать их подобным образом — значит, создавать риски радикализации настроений».
«Безусловно, принятие такого закона — это рискованный шаг власти, — говорит политолог Вадим Карасев. — И я не исключаю, что президент не подпишет его, предложив скорректировать, сделать более мягким. Однако даже если он его подпишет, не думаю, что это приведет к массовым волнениям — все-таки пример Донбасса показал, к чему это может привести. Другое дело, что декоммунизация ослабит и без того не слишком сильные позиции партии власти в южных и восточных областях, и на местных выборах эти регионы отдадут большинство голосов за оппозицию».
Впрочем, лидер фракции Блока Порошенко Юрий Луценко считает, что за закон проголосовали правильно. «Отныне дети не будут кататься на каруселях в парке имени людоеда, студенты не будут учиться в институте имени террориста, влюбленные не будут назначать свидания на площади имени убийцы… Сгиньте улицы всех красных дьяволят», — написал сын бывшего первого секретаря Ровенского обкома КПСС.
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями:
Добавить комментарий!