Нам нечего обсуждать с теми, кто знаком с культурой по комиксам, - министр культуры РФ
Накануне 9 мая американский портал Business Insider включил сталинградскую скульптуру «Родина-мать» в число «самых абсурдных построек» советских времён.
Одним из признаков абсурдности журнал посчитал то, что монумент подвигу в Сталинградской битве в два раза выше американской Статуи свободы.
Позже редакция удалила памятник из списка.
Своё мнение об этой истории высказал министр культуры России Владимир Мединский:
— Комментировать журналистские рейтинги, в той или иной степени ангажированные и маргинальные, и тем более принимать их во внимание — не задача министерства культуры России.
Но, раз уж вопрос задан — да ещё задан накануне 9 Мая и касается, в частности, священного для нас памятника «Родина-мать», который является частью федерального музея Сталинградской битвы, подчиняющегося Министерству культуры, — хочу обратить ваше внимание на следующее.
Во-первых, период, начавшийся в 20-е годы ХХ века, — это период небывалых экспериментов в архитектурном творчестве. Во всём мире, в том числе и в России. Он связан и с бурным развитием строительных технологий, и с новыми идеями, которые будоражили человечество. От того периода нам досталось в наследство великое множество сооружений — и тех, что стали классикой на все времена, и тех, что остались свидетельствами небывалой творческой смелости и духа своей эпохи. И было бы странно задним числом раздавать им оценки с позиций современных представлений о прекрасном и не пытаясь понять ту эпоху.
Во-вторых, архитектурную форму нельзя рассматривать отдельно от содержания, от вложенного в неё смысла. Содержание «башни» в Санкт-Петербурге следует из её названия — «ЦНИИ робототехники и технической кибернетики», это здание строилось для проектирования и испытаний космической техники.
Думаю, народ, первым вырвавшийся в космос, имеет право облекать свой научный, технический, цивилизационный триумф в любую форму, какая ему заблагорассудится. И космос, и архитектура — это ведь творческий порыв в самом высоком смысле слова.
Смысл, заложенный в «Родину-мать», вообще понятен каждому в России, да и каждому цивилизованному человеку в любой стране мира.
Нам нечего обсуждать с теми, кто знаком с мировой культурой преимущественно по комиксам и кому наши памятники кажутся «бессмысленными».
Неандерталец, пожалуй, тоже в этих памятниках увидел бы лишь то, что их нельзя съесть.
Слава богу, изданию задним числом хватило ума убрать «Родину-мать» из своего «рейтинга».
А Дворец Советов так и не был построен — и, если мне память не изменяет, не из-за рецензий зарубежной прессы. Кстати, этот проект в числе многих других задуманных, но не реализованных проектов можно увидеть на замечательной выставке в нашем музее архитектуры на Воздвиженке. Приглашаю.
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями:
Добавить комментарий!