Ищите женщину: русская революция глазами западных историков
Что было бы, если немцы не переправили бы Ленина в Россию, а Николай II не отрекся от престола? Говорят, история не терпит сослагательного наклонения, но даже спустя столетие специалисты задаются этими вопросами.
К годовщине событий 1917 года в издательстве "Альпина нон-фикшн" выходит сборник "Историческая неизбежность? Ключевые события русской революции". В книге британского дипломата, бывшего посла Великобритании в России сэра Тони Брентона собраны статьи известных западных историков. ua-ru.info публикует отрывки из сборника.
Во всем виновата жена
"Когда в 1915 году Николай принял на себя верховное командование армией и перебрался в Ставку в Могилеве, примерно в 700 км от столицы, он препоручил супруге контролировать остававшихся в Петрограде министров. В последующие два года правительство постепенно превращалось в ее кабинет. Министры назначались только с одобрения ненавистного всем "святого человека" Григория Распутина: царица непоколебимо верила, что лишь обладающий "духом божьим" Распутин спасает от смерти ее больного гемофилией сына".
Тем не менее автор статьи уверен, что никто в тот момент не планировал отлучать от власти всю династию Романовых. И сторонники, и противники царской семьи желали, чтобы Николай отрекся от престола в пользу 12-летнего цесаревича Алексея, регентом которого должен был стать младший брат императора — Великий князь Михаил.
"Ники проявил слабость"
Ключевой момент истории тех дней — 24 октября 1917 года — подробно описывает в своей статье "Безобидный пьяница: Ленин и Октябрьское восстание" британский историк Орландо Файджес.
"Около десяти вечера 24 октября 1917 года Ленин покинул свое убежище на Выборгской стороне Петрограда. На нем были парик и кепка, как у рабочего, голова обмотана бинтом. Вместе с сопровождавшим его финским большевиком Эйно Рахья он отправился в Смольный институт — штаб-квартиру Петроградского совета, чтобы призвать товарищей по партии начать восстание на следующий день, накануне съезда Советов. Когда около Таврического дворца их остановил верный правительству патруль, полицейские приняли Ленина за безобидного пьянчужку и пропустили его".
Историческая неизбежность или случайность
Специалист утверждает, что не пропусти тогда солдаты Ленина в Смольный — восстания большевиков бы не было, и судьба страны сложилась совсем иначе.
"По всей вероятности, в любом случае произошла бы гражданская война, но не такого масштаба, как тот военный конфликт, который охватил Россию с 1917 по 1922 год. Печать исторической неизбежности лежит на событиях с момента Октябрьского восстания и до момента установления диктатуры большевиков, до Красного террора и гражданской войны, со всеми ее последствиями для советского режима. Однако сама победа Ленина 25 октября была результатом случайности. Если бы "безобидного пьяницу" узнал верный правительству патруль, история могла бы сложиться иначе".
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями:
Добавить комментарий!