Две войны: какой увидели Вторую мировую и Донбасс режиссеры на "Кинотавре"
В основном конкурсе фестиваля "Кинотавр" показали два военных фильма.
"Война Анны" Алексея Федорченко — о шестилетней еврейской девочке, которая два года пряталась от нацистов в камине комендатуры на оккупированной Полтавщине. "Мира" Дениса Шабаева — история о словаке, переехавшем из Великобритании в Луганск в наши дни. Корреспондент ua-ru.info разбирается, что объединяет два таких разных фильма.
"Девочка, которая выиграла Вторую мировую"
Екатеринбургский режиссер Алексей Федорченко, автор "Овсянок" и "Ангелов революции", — частый и титулованный гость "Кинотавра". Но его новый фильм "Война Анны" здесь особенно ждали еще и из-за исполнительницы главной роли. В титрах этой минималистичной 75-минутной картины значатся пять персонажей, хотя фактически героиня одна. Сейчас Марте Козловой, сыгравшей Анну, девять лет, снималась она шестилетней. Ее героине в 1941-м было десять.
"Проблема возникла один раз, когда Марта пришла ко мне и сказала: "Я не буду сниматься в этой сцене — или вы ее убираете, или я ухожу с проекта". Это был эпизод, где она ест помидор. Марта ненавидит помидоры, и мы придумывали, как сделать помидор съедобным, — напичкали сиропом. Только так она согласилась", — продолжает Федорченко.
Сама Марта уверяет, что не боялась ни крыс и мышей, с которыми ей приходилось сниматься, ни долгого пребывания в замкнутом пространстве. Испытанием для нее стала лишь сцена, где солдаты разводят в камине огонь. Эпизод получился настолько реалистичным, что вместе с Мартой закашлялся весь зрительный зал.
"Этот камин стоит на пересечении дорог войны, там звучит речь на восьми языках, но мы специально не переводили, ведь Анна этого не понимала. Она же не должна знать, например, венгерский или французский. Могла понимать немного немецкий, потому что он похож на идиш, еще украинский и русский", — пояснил он.
Нет в фильме и четкого времени или сюжета.
Это свободная нарезка сцен, которые сменяют друг друга через затемнение, создавая у зрителя ощущение, что он проваливается в сон вместе с героиней. Она не знает, какое сегодня число, ее мир сводится к банальным, но таким сложным на войне вещам: попить, поесть, согреться.
Однако "Война Анны" — гораздо больше, чем история выживания. В последней сцене этот камерный фильм приобретает без преувеличения общечеловеческий масштаб. Анна совершает поступок, и это делает ее не просто выжившей, но победителем.
"Это фильм о девочке, которая победила во Второй мировой войне. Это была главная цель нашей картины", — говорит он.
Бывший офицер чехословацкой армии Мира давно живет в Англии, но чувствует себя там чужим. Познакомившись в интернете с женщиной из Луганска, он отправляется в Донбасс, где надеется создать семью и найти свое место.
С любовью не складывается, однако герой (сам в прошлом шахтер) обретает неожиданную миссию — восстанавливать разрушенные войной советские памятники, от бюстов Ленина до монумента шахтерам. Режиссер Денис Шабаев признался, что довольно долго искал этого удивительного человека.
"Познакомился я с Мирой, когда его только освободили из украинского плена. Сейчас в Донбассе много таких. Они приезжают с разных концов бывшего Советского Союза и необязательно воюют. Они просто там живут, им так комфортно. Эти люди пытаются построить справедливое государство, как они его понимают", — говорит режиссер.
"На длинной дистанции в два месяца такому человеку тяжело — иногда ему хотелось поехать воевать, иногда — все бросить, или он брался восстанавливать памятники, иногда всех ненавидел. В процессе съемок мы поняли, что у него есть потребность во врагах, потому что каждый из нас за это время побывал его врагом", — поясняет Шабаев.
Все же режиссер уверен, что его кино не о войне, а о трудном пути Донбасса к миру.
"Мы старались соблюдать какую-то дистанцию в этом фильме, не занимать ничью сторону. Это фильм не о политике, не о войне, а о мире, о тех людях, которые сегодня там живут", — резюмирует Шабаев.
Из финальных титров зритель узнает, что Мира вернулся в Англию, где снова работает грузчиком. Однако после 70 минут экранного времени возникает чувство, что его война всегда с ним — и везде.
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями:
Добавить комментарий!