Тупик имени Лукашенко
Финансовая пирамида рано или поздно обваливается, сообщает издание «Хартыя'97».
Если анализировать последнюю экономическую информацию, то можно прийти к выводу, что властям удалось достичь относительной стабилизации на финансовом рынке. Увеличился объем банковских рублевых депозитов, люди больше стали сдавать, а не покупать валюту.
Но какой ценой достигнута эта стабильность? Ценой спада производства. В январе по сравнению с аналогичным периодом 2014 года произошло сокращение промышленного производства на 6%, произошел обвал во внешней торговле. Экспорт товаров сократился на 24,8%, импорт - на 36,5%. Причем экспорт в Россию уменьшился на 39,6%, на столько же упал импорт из этой страны. Экономисты называют этот процесс внутренней девальвацией.
Лукашенко на совещании в конце февраля был недоволен экономической ситуацией: «В целом экономика не растет. Отстает промышленность, увеличиваются запасы на складах и взаимные неплатежи... И все это начинает сказываться на людях. Реальные доходы не растут». Не исключено, что если социологические исследования констатируют падение его рейтинга, то он даст приказ искусственно повышать зарплаты. Что вызовет резкий рост инфляции и девальвации.
То есть, чтобы одновременно и финансовая система функционировала стабильно, и происходил экономический рост - это в Беларуси уже невозможно.
Кажется, что эти фундаментальные перемены стали уже ясны и правящей элите. Об этом свидетельствует их риторика. В ноябре 2014 года Лукашенко, выступая перед правительством, заявил: «Нам главное - сохранить тот уровень, который есть на сегодняшний день». То есть о развитии, прогрессе, повышении показателей и речи нет.
Обратите внимание, как спокойно рассуждают белорусские официальные лица о том, что они собственными руками создают кредитную пирамиду. Лукашенко на пресс-конференции 29 января говорил о реструктуризации и рефинансировании внешнего долга. То есть старые долги возвращаются за счет заимствования новых денег. Кредиты берутся не для развития, а для того, чтобы расплатиться с долгами. Кстати, той же Греции международные кредиторы дают деньги исключительно при условии, что будут проводиться реформы, которые создадут жизнеспособную экономику. Беларусь сегодня напоминает алкоголика или наркомана, который просит у соседа деньги в долг на новую дозу, не задумываясь, когда и как их возвращать. Но главное свойство всех финансовых пирамид заключается в том, что они рано или поздно обрушиваются. В Беларуси же эту неизбежную перспективу почему-то упорно называют стабильностью.
Но проблема в том, что даже сохранить социально-экономический статус-кво не удается. Средняя зарплата упала с осени прошлого года с почти 600 долларов до 419 долларов в январе. И, судя по всему, этот тренд продолжается. Выступая с новогодним поздравлением, Лукашенко говорил: мол, белорусы не ценят того, что имеют. Почему же нет? Ценят. Однако режим уже не в состоянии гарантировать белорусам то, что они имеют.
Это не временный спад, вызванный кризисом в России, который через 1-2 года пройдет. Нет, Беларусь оказалась в системной ловушке. Существующая социальная модель исчерпала свой ресурс и не способна к развитию. Но Лукашенко на той пресс-конференции 29 января категорически заявил, что пока он занимает свой пост, реформ в Беларуси не будет. В сегодняшнем динамичном мире, даже чтобы стоять на месте, нужно бежать. В результате страна выпадает из процесса глобализации, остается на обочине мирового прогресса, теряет историческую перспективу, вступает в период вялотекущей национальной катастрофы. Это - тупик, хорошего выхода из которого нет.
Валерий Карбалевич, «Радыё Свабода» (статья в сокращении)
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями:
Добавить комментарий!