Ученые: планета теплеет, вино крепчает
Москва, Март 17 (Новый Регион, Вадим Довнар) – Весна в Москве началась с аномальной теплыни. Уже три температурных рекорда побиты: 9 марта, 11-го, в воскресенье вот очередной не устоял... В этом смысле глобальное потепление — штука приятная. Сугробов на столичных улицах как не бывало, солнышко греет — красота, передаёт «nr2.com.ua».
Да и зима минувшая в России была самой теплой за всю историю метеонаблюдений (а ведутся они у нас в стране уже 124 года). И весь прошлый год — тоже рекордный, и не только у нас в стране, а по средней температуре на планете.
Раньше ученые в основном ужасами пугали, когда вещали про глобальное потепление. Лондон, Венеция и другие прибрежные города уйдут под воду, потому как повысится уровень Мирового океана. Ледники в горах растают, пересохнут реки, цветущие поля превратятся в пустыни. Колорадские жуки, энцефалитные клещи и саранча захватят множество регионов, чуть не до Полярного круга. Жуть, в общем.
На самом деле и плюсов много, все чаще признают климатологи и экономисты. «Мы живем в самой холодной стране мира, и для России глобальное потепление в целом положительно», — не устает повторять глава Росгидромета Александр Фролов. Меньше топлива и электроэнергии тратим на отопление. На севере европейской части России батареи уже греют на 5 — 10 дней меньше, а к середине XXI века экономия составит 20 процентов. Урожаи пшеницы благодаря потеплению выросли на 40 процентов (это на Земле в целом, а в России конкуренцию черноземью скоро составят поля Сибири и Приуралья). Судоходные пути в Арктике очищаются ото льда — Северный морской путь станет развиваться, проще осваивать богатый полезными ископаемыми арктический шельф. Да и вообще комфортнее станет жить в северных регионах России. А на юге — пляжный сезон длиннее! «КП» подробно рассказывала о плюсах и минусах изменений климата для разных регионов страны.
Экология, экономика, сельское хозяйство — с этим все понятно. Но глобальное потепление мы ощутим и в самых повседневных, бытовых мелочах. У себя на столе, например. Или по дороге в отпуск.
Треть всех парниковых газов поглощают океаны. Благодаря чему процесс потепления вроде бы тормозится — вода берет на себя часть энергии потепления, и атмосфера греется не так быстро, как могла бы. С другой стороны, меняется состав морской воды — она становится более кислотной. Кораллы и моллюски не приспособлены к жизни в «кислых щах»! Панцири и ракушки морских обитателей становятся тоньше, коралловые рифы бледнеют...
И расстраивать это должно не только экологов и дайверов, но и... любителей креветок. Недавно ученые из Швеции, Канады и Великобритании провели эксперимент с дегустацией. Нескольким знатокам морепродуктов дали попробовать креветки. Обычные, к каким и мы с вами привыкли. И экземпляры, которые вырастили в слишком закисленной воде — такой, каким станет весь океан к 2100 году. Разумеется, дегустировали вслепую.
Гурманы дружно поморщились, отведав «креветки из XXII века», и выставили им самые низкие оценки за вкусовые качества. Увы, чем дальше, тем больше таких вот невкусных креветок будет и в природе, и в супермаркетах.
Ну ладно, креветки — неженки. Но от потепления бежит и неприхотливая треска! Из Северной Атлантики, где ее веками ловили русские и норвежцы, рыба уплывет еще дальше на север. Треска живет при температуре не выше +12,2 градуса, а к концу столетия океан в привычных для нее местах обитания станет теплее, предупреждают эксперты Агентства по охране окружающей среды США. Не любят перегрева также лосось и палтус. Нам это, возможно, как раз на руку — в российском секторе Арктики льдов станет меньше, а рыбы больше.
«А вы уверены, что это бордо? Не таким я его помню!» — удивленно хмыкнут сомелье, покрутив в бокале вино, сделанное лет так через сорок — пятьдесят. Каберне и шардоне, да и другие популярные европейские вина, меняются по вине глобального потепления. «Изменение климата уже начинает сказываться: виноделам все сложнее получить привычные ароматы красных и белых вин, к которым привыкли потребители», — признает Кимберли Николас из Университета шведского города Лунд.
Дело в том, что по мере созревания в винограде становится больше сахара и меньше кислоты. Когда пропорция идеальна, пора собирать урожай — и тут уж все зависит от знаний и интуиции винодела. А меняющийся климат сбивает с толку: тепла и солнечного света грозди получают больше, и это сразу отражается на такой тонкой материи, как вкус и аромат вина. Впрочем, если вы не знаток послевкусий и «первого носа», расслабьтесь: разницу вряд ли почувствуете. А вот эффект от бокала вина благодаря глобальному потеплению становится все ощутимее. Алкоголя в вине теперь больше, чем в прошлом веке! «В Бордо стало слишком жарко и солнечно. В вине из-за этого больше алкоголя, чем должно быть в хорошем мерло и каберне совиньон!» — жалуется Мари-Соль де ла Тур д'Овернь, вице-президент Фонда парков и садов Франции. В шведском университете винную тему не просто так исследуют. По прогнозам экспертов, к концу XXI века на севере Швеции будет такой же климат, как сейчас на юге Франции. Идеальный для виноделия! Ну а где север Швеции — там и половина России, по части климата мы недалеко ушли. Англичане тоже руки потирают: к 2080 году готовятся разбить виноградники на севере Англии и в Шотландии! Так что в супермаркете вместо бутылочки недорогого чилийского будем искать шведское вино. А может, алтайское или подмосковное?
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями:
Добавить комментарий!