Захар Прилепин — о «русских европейцах» и майданствующих скоморохах
Общался с одним немцем, в числе прочего, за разговором, я вспомнил о том, что у меня есть знакомые, которые отлично знают современную немецкую музыку, есть знакомые, которые отлично разбираются в финском кино, и девять из десяти русских назовёт слёту десять французских исполнителей и десять французских актёров, или итальянских, не говоря об английских — в то время как в Европе ни в одной из перечисленных стран никто о современной России не скажет ни слова: они не знают никого.
Он спокойно ответил, что Россию традиционно считают периферией, а никто периферией не интересуется.
Собственно, я всегда об этом говорил: как же смешны и жалки наши доморощенные «европейцы» — которых никто, кроме них самих, европейцами не считал и считать не будет.
Отдельно мы, конечно же, вспомнили про Украину, и я своему собеседнику напомнил, как в самом начале Майдана ездил с гастролями по Германии — 9 из 10 немцев вообще не знали, что есть такая страна — Украина, и что это оказывается не Россия.
(Всё это как-то по-особенному высвечивало слова Порошенко о том, что «Украина возвращается домой, в Европу» — дома были не в курсе, что у них есть такой родственник).
Мой собеседник, с немецкой (без улыбки) иронией, сказал, что — нет, отчего же, про Украину уже слышали тогда — один немецкий политик как раз в это время был застукан с кокаином и пятью украинскими проститутками.
Тут, наверное, важно уточнить, что мой собеседник болеет за Украину и всячески порицает русский империализм.
Но просто он честный, и прямо говорит обо всём том — о чём говорить не принято.
Все эти ваши кривляния на тему «возвращения в цивилизацию» — убоги. Нас считали периферией в XVIII веке, когда мы возвели Санкт-Петербург, когда Екатерина
Великая переписывалась с Вольтером. Нас считали периферией в XIX веке, когда здесь были Достоевский, Толстой, Мусоргоский и Чайковский, перевернувшие всю мировую культуру. Нас не перестали считать периферией в XX веке, когда мы контролировали половину планеты и чувствовали себя в космосе как дома — в то время как великие европейские нации смотрели на нас в подзорную трубу снизу.
На дворе XXI век, а эти унылые полки русских европейцев (и майданствующих скоморохов) всё маршируют и маршируют по «столбовой дороге человечества». А просвещённое человечество всё не видит их в упор и не видит.
Иди, Мыкола, иди. Тебя там заждались. Где Мыкола, спрашивают. Без него в Европе сквозняк и одиночество.
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями:
Добавить комментарий!