Stratfor: Окрепшая Россия вынудила США вспомнить о политике сдерживания
Стратегия сдерживания, которую США использовали против Советского Союза, никуда не исчезала, и как только Россия стала увеличивать свое влияние на своих окраинах, Вашингтон тут же вернулся к старым методам противостояния Москве, пишет Stratfor. Причем действует он не только на Украине или в Восточной Европе, но также на Кавказе, в Центральной Азии и даже в дружественной России Белоруссии, отмечает эксперт издания.
Политика сдерживания Советского Союза появилась в Соединенных Штатах еще в 1946 году, и заключалась она в том, чтобы противостоять Кремлю и его союзникам «в любое время и в любом месте, где они могли усилить свое влияние». Время прошло, Советский Союз распался, но эта стратегия используется в Вашингтоне и по сей день, пишет Stratfor.
По мнению автора статьи эксперта Юджина Чаусовского, политика сдерживания Москвы никогда и не прекращалась. В 1990-х годах про нее забыли, потому как Россия была слишком слаба, чтобы ее нужно было сдерживать. Однако сам посыл — предотвращать подъем региональных гегемонов, которые могут бросить вызов США — никуда не исчез, и теперь, когда Россия возвращает себе свое место региональной державы, Вашингтон «смахивает пыль» с этой давней политики.
Ярче всего, считает аналитик, политика сдерживания проявилась на примере ситуации на Украине. По его словам, сам Майдан начался с опасений по поводу того, что Россия становится слишком влиятельной на Украине. И хотя в тех протестах участвовало много простых украинцев, «поддержка и влияние США стали заметной силой в формировании демонстраций».
И Россия, продолжает автор, не скрывала своего недовольства этим фактором. В ответ последовали западные санкции и поддержка Украины в экономическом и военном плане. Таким образом, «то, что началось как попытка США сдержать Россию политическими методами на Украине, … стало шире и включило в себя экономический и военный аспекты сдерживания».
Однако Вашингтон действует подобным образом не только на Украине, отмечает автор статьи. В Центральной и Восточной Европе НАТО увеличивает
контингент и проводит дополнительные военные учения. В Молдавии США содействуют попыткам Кишинева интегрироваться в западное пространство, что несколько осложняется глубокой раздельностью самой страны на прозападную и пророссийскую часть. Даже в Белоруссии, которая тесно связана с Россией экономически и военно, Штаты пытаются заигрывать с Минском через экономическое сотрудничество и через помощь оппозиционным силам.
Тем больше результатов достигает Вашингтон на южных и восточных границах России. Грузия внесла присоединение к НАТО и ЕС в список своих важнейших приоритетов, и в ближайшее время на ее территории должен открыться тренировочный центр НАТО.
В Азербайджане американские компании стали ключевыми спонсорами строительства нефтепровода. С Арменией, в которой сильны пророссийские настроения, Вашингтон сотрудничает в дипломатическом ключе, участвуя в диалоге по Нагорному Карабаху. А в Центральной Азии американские военные участвуют в антитеррористических маневрах и развивается энергетическое партнерство.
«Хотя американская стратегия сдерживания и различается в каждой стране и регионе бывшего Советского Союза, в ее основе лежит один и тот же принцип: ограничить политическое, экономическое и военное влияние России вдоль ее границ», — делает вывод автор статьи. Однако в ситуации по Украине аналитик видит признаки того, что Россия не отступится и усилит свое давление. И в этом случае у Соединенных Штатов есть целый набор инструментов в рамках их стратегии сдерживания.
Во-первых, они могут усилить свою поддержку Украины и, к примеру, отправить ей оружие смертельного действия. Во-вторых, может увеличиться число и интенсивность военных маневров в Прибалтике и Грузии. А также Вашингтон может усилить свою поддержку энергетическим проектам в Каспийском регионе, что скажется на экономических и политических позициях России.
«Конечно, Соединенные Штаты больше не озабочены тем, как остановить распространение коммунизма и сдержать мощь и политическое влияние России в глобальном масштабе. Однако геополитический императив, который породил американскую политику сдерживания, — желание ограничить способность России распространять свою мощь за пределами своих границ — все еще актуален и будет таковым еще долгое время», — пишет Stratfor.
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями:
Добавить комментарий!