Новая сирийская инициатива: о том, как Россия в очередной раз вступилась за Европу
Политолог Дмитрий Дробницкий — о том, как Россия в очередной раз вступилась за Европу.
О том, что Россия начала активно поддерживать официальный Дамаск боевой техникой и военными специалистами, СМИ говорили всю прошедшую неделю. Не обошлось и без окриков из Вашингтона, Брюсселя и Берлина «об опасности дальнейшей эскалации».
Но и только. В целом создавалось ощущение, что Вашингтон не слишком уж стремится перекрыть поставки режиму Асада.
Тем временем мировая пресса сообщила о значительном сосредоточении военной техники на сирийской базе недалеко от средиземноморского побережья страны. Поступили данные и от так называемых сирийских повстанцев ― мол, они уже наблюдали над контролируемыми ими районами российские боевые самолеты.
Во вторник на первой полосе газеты The Washington Postпоявилась редакционная статья, озаглавленная «Мистер Путин делает шаги в Сирии, воспользовавшись бездействием Америки». В ней сообщалось не только о средиземноморской военной базе, но и о российских военных инструкторах, число которых, по оценкам аналитиков издания, может достигнуть 1 тыс. человек.
Поддержка Дамаску весьма пригодится. Режим Асада, который ранее противостоял самым разным группировкам повстанцев, среди которых Вашингтон умудрился раскопать даже так называемую умеренную оппозицию, уже давно сражается практически исключительно с боевиками запрещенного в России Исламского государства. И тем, что террористический халифат еще не вышел к Средиземному морю, мир обязан правительственным войскам Сирии, а также ополченцам, поддерживаемым Дамаском и Тегераном.
Соединенные Штаты, в которых ИГИЛ воспринимается как внешнеполитическая угроза номер один, пока что ничего серьезного террористам противопоставить не смогли. Ни ракетно-бомбовые удары по боевикам, ни миллиарды долларов, потраченные на вооружение и обучение «новой иракской армии», к зримым результатам не привели.
Еще меньший эффект оказало создание так называемой арабской коалиции против ИГИЛ ― коалиция так и осталась на бумаге, а ее второй номер (после США), Саудовская Аравия, гораздо больше озабочена тем, что против халифата сражается ополчение под прямым руководством Комитета стражей исламской революции (КСИР) Ирана.
Практически все успехи в борьбе с ИГИЛ так или иначе связаны именно с активностью Тегерана и Дамаска (хотя, разумеется, нельзя не отметить и успешных действий курдов как в Сирии, так и в Иране). Широко разрекламированный штурм города Тикрит, в результате которого из него были выбиты боевики халифата, лишь на одну пятую был делом иракской армии и ее американских инструкторов.
Докладывая перед специальной комиссией Конгресса, руководитель объединенного комитета командования штабов США был вынужден признать, что операция без шиитского ополчения под командованием офицеров КСИР была бы попросту невозможна.
И если ситуация в Ираке относительно стабилизировалась, то в Сирии дела обстоят куда хуже. Несмотря на отчаянное сопротивление правительственных войск и ополченцев, под контролем ИГ оказалась большая часть страны, под угрозой побережье и столица страны, Дамаск.
Несмотря на это, у России и США оказались разные подходы к решению проблем в этой стране. В уже упомянутой передовице The Washington Post предельно откровенно рассказывается о том, что Белый дом по-прежнему уповает на отставку Башара Асада и рассматривает последнего как главное препятствие для борьбы с террористами в регионе.
Кремль же настаивает на том, что Асад ― незаменимый союзник в борьбе с ИГИЛ. Политические реформы в стране необходимы, нынешний президент должен быть частью этих реформ и того, что в Москве называют переходным правительством.
Два года назад всерьез обсуждался вопрос о вооружении сирийской оппозиции. Соединенные Штаты даже планировали воздушные удары по Дамаску и позициям правительственных войск. Сегодня никакой оппозиции, тем более, умеренной, в Сирии попросту нет. Она или влилась в ИГИЛ, или присоединилась к сотням тысяч беженцев, штурмующих границы Старого Света.
В настоящее время вашингтонским «ястребам» остается только сокрушаться по поводу того, что в свое время они «не успели» вооружить анти-асадовские силы, а «голубям» радоваться, что этого не произошло, поскольку это оружие сегодня было бы в руках ИГ, как это случилось в северных районах Ирака.
И вот в среду агентство «Рейтер» со ссылкой на представителя МИДа РФ Марию Захарову сообщило, что в Сирии действительно присутствуют российские военные инструкторы и специалисты, которые помогают осваивать поступающую из России технику. Сообщение немедленно разлетелось по лентам информагентсв всего мира… Правда, мне пришлось около трех часов ждать подтверждения этой информации из российских источников, которые, впрочем, также ссылались на ответ г-жи Захаровой американскому СМИ.
Какую комбинацию спланировало российское политическое руководство, пока остается только догадываться.
Однако надо признать, что время для вступления в игру выбрано весьма удачно. Еще до начала украинского кризиса и серьезного охлаждения взаимоотношений между Москвой и Вашингтоном об этом и думать было нечего.
Но на сегодняшний момент Америка парализована предвыборными спорами о методах борьбы с ИГИЛ и о союзниках США на Ближнем Востоке. Сами же союзники ― прежде всего, Израиль и Саудовская Аравия ― недовольны сближением Америки с Ираном. При этом саудиты, которые были призваны возглавить арабскую коалицию против халифата, прочно увязли в Йемене.
По сути дела, Россия действует так же, как действовали или планировали действовать в этом регионе США, ― вооружением и обучением при политической поддержке. Вот только ставка сделана явно на гораздо более надежных и ретивых вояк, нежели это делали Штаты. В отличие от войск Саудовской Аравии и рассыпавшейся иракской армии, войска Асада и шиитские ополченцы явно готовы воевать при надлежащем снабжении.
Гамбит получился молниеносным и грамотным. Вряд ли случайно то, что в тот же день, в среду, Лондон заявил о том, что готов на участие Башара Асада в переходном правительстве.
Продолжение партии, надеюсь, будет столь же выверенным. Вряд ли кому-то в нашей стране хочется оказаться на положении американцев в Афганистане и Ираке.
И еще один немаловажный момент. Когда за океаном происходит что-то важное, я понимаю, что первые сообщения о случившемся есть смысл искать прежде всего в зарубежных СМИ, в том числе на ленте «Рейтер». Однако новости о сирийском рывке Москвы я бы предпочел прочесть сначала в отечественном СМИ.
«ИГИЛ» — деятельность этой организации на территории Российской Федерации официально запрещена.
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями:
Добавить комментарий!