Основа русского блицкрига
Для того, чтобы понять суть новейшей российской БМП Т-15, построенной на базе «Арматы», следует обрисовать ситуацию, которая была на полях сражений до ее создания.
Кроме пехоты, на сухопутном театре военных действий принимали участие три разных класса боевых машин: БТР, БМП и танк.
БТР, боевой транспортер — это такая бронированная машина на колесном ходу, которая может быстро доставить пехотинцев на поле боя. Участвовать в сражении БТР не должен, поэтому картины сожженных БТР, которые часто можно было видеть во время нынешнего конфликта на Юго-Востоке Украины, являются следствием ошибок в применении данной боевой техники. Боевой максимум для БТР — это эвакуация раненых с поля боя, при условии отсутствия у противника средств противотанковой борьбы.
БМП (БМД), боевая машина пехоты — это такая легкая бронированная машина на гусеничном ходу, которая предназначена для перевозки, а также огневой поддержки пехоты на поле боя. БТР имеет только стрелковое оружие для самозащиты, а вот БМП имеет также и пушечное вооружение, что позволяет данной боевой машине успешно поддерживать пехоту в бою.
Танк — это наиболее защищенная бронированная машина с мощным пушечно-пулеметным вооружением. Танк является самым живучим боевым механизмом в боях на суше.
Платформа «Армата» внесла коррективы в данные классы бронемашин.
Функции БРТ остались неизменными — доставка пехоты к месту боя, танк Т-14 является мощным современным танком с возможностью атаковать воздушные цели, а вот тяжелая БМП Т-15 — это первая в истории русского оружия боевая машина, предназначенная для перевозки пехоты, но имеющая уровень защиты как у танка!
Раньше, до Т-15, пехотинцы на поле боя могли надеяться только на довольно слабую броню БМП и БМД, однако теперь солдаты могут рассчитывать на защитные свойства новейшей БМП Т-15!
Вообще, тенденция защищать пехоту все более тяжелыми БМП прослеживается как на отечественной бронетехнике, так и на зарубежных образцах:
а) отечественных:
БМП-1–13,0 тонн (1966 год);
БМП-2–14,0 тонн (1977 год);
БМП-3–18,7 тонны (1987 год);
б) и зарубежных, например, американская БМП «Бредли» —
М2 и М2А1–22,6 тонны (1981 год);
М2А2–27 тонн и 30 тонн, соответственно без динамической защиты и с ней (1988 год).
Мало того, современная немецкая БМП «Пума» весит порядка 43 тонн, и это притом, что танк Т-90 имеет массу в 46,5 тонн!
Как видно, каждая последующая БМП имеет массу больше, нежели ее предшественница — это связано с тем, что БМП с течением времени становятся все более защищенными (увеличивается масса собственно брони и, соответственно, силовых агрегатов).
Последние разработки в этой области постепенно приближают БМП к танку по степени защищенности.
Теперь опишем ситуацию, складывающуюся на сегодняшний день. Сейчас в ВС РФ в стадии принятия на вооружение находятся две боевые платформы для БМП: «Курганец-25» и Т-15 «Армата».
БМП «Курганец-25» имеет массу порядка 25 тонн и предназначена для замены существующих БМП российской армии.
БМП Т-15 имеет массу порядка 50 тонн и обеспечивает защиту солдат на уровне новейшего танка Т-14 «Армата». Аналогов Т-15 до сегодняшнего дня в армии России не было.
Возникает вопрос, зачем русские конструкторы создавали Т-15?
Действительно, наличие у современных пехотинцев столь мощного укрытия как Т-15 на поле боя, должно радикально уменьшить потери личного состава, но, похоже, что главное для Т-15 — не это.
Современная пехота имеет на вооружение богатый арсенал противотанковых средств, в частности, РПГ и ПТРК, что дает пехоте перевес над танками. Текущие бои в Ираке, Сирии и на Донбассе ярко показывают, что танки без поддержки пехоты успешно атаковать вражескую пехоту не могут, а БМП на поле боя уничтожаются с огромной скоростью.
Обычная функция сегодняшнего танка — это быть «дальнобойной снайперской винтовкой», которая располагается за атакующими порядками пехоты, поддерживая ее огнем своего орудия и пулеметов. Из этого боевого построения вытекает достаточно медленный темп продвижения в глубину обороны противника по сравнению со сражениями Второй Мировой войны (продавливание, а не взлом). Попыткой возродить систему быстрого (в течение нескольких часов, до одного дня) взлома крепкой обороны противника и является создание Т-15.
Атакующее бронетанковое подразделение, вооруженное Т-14 и Т-15, имеет возможность сблизиться с вражеской пехотой, находящейся в укреплениях, высадить из Т-15 собственную пехоту и, поддерживая ее огнем из пушек и пулеметов Т-14 и Т-15, довольно быстро подавить сопротивление противника, прорвав его оборону.
Наступающее бронетанковое подразделение, вооруженное Т-90 (Т-14) и БМП-3 (БМП «Курганец-25), такой возможности не имеет:
1) слабая защита БМП делает пехоту, укрытую в ней, легкой целью для обороняющихся солдат;
2) без БМП темп продвижения атакующей колоны падает до скорости пешего бойца;
3) танк вынужден идти не вместе с пехотой, а позади нее, в качестве средства поддержки.
Таким образом, атакующее бронетанковое подразделение, оснащенное слабыми БМП и вне зависимости от мощи и защищенности танков, ведет себя фактически как пехотное, только усиленное бронетехникой.
Универсальность платформы «Армата» позволяет делать на ее основе САУ, различные инженерные машины, мостоукладчики, машины для минирования и разминирования и так далее, расширяя возможности ударных танковых дивизий. Все эти военные машины должны помогать атакующему бронетанковому подразделению преодолевать минные поля, реки и прочие препятствия под огнем противника.
Вспомним историю: после Первой Мировой войны у многих стран появились танки, но только в Германии на их основе была создана структура в виде танковой дивизии, которая позволяла быстро взламывать оборону противника, выходить в тыл и окружать сотни тысяч обороняющихся.
Победы вермахта в сражениях 1939–1942 годах были обусловлены именно структурой бронетанковых соединений, то есть качественным организационным превосходством, а не выдающими техническими характеристиками отдельных видов техники. Известный факт: в 1941 году Красная Армия имела больше танков, чем у вермахта; мало того, показатели толщины брони и калибра пушки у советских танков были выше немецких; однако в том году немцы шли вперед, а русские отступали.
Нечто подобное, возможно, начинает складываться и сейчас: наличие в современной российской танковой дивизии большого количества Т-15 позволяет широко использовать пехоту в атакующих действиях, а также в обороне от контратак неприятеля, что многократно увеличивает сокрушительное воздействие на армию противника.
Согласно немецким и русским методическим указаниям времен Великой Отечественной войны для танковых соединений, бой танка с танком является невыгодным для атакующей стороны; при этом противодействие наступающим танкам возлагается на противотанковую артиллерию. Суть танка в такой стратегии заключается в подавлении сопротивления вражеской пехоты. Исходя из данного понимания сущности танка, танковые сражения не являются тем, ради чего создается танк, поэтому всевозможные сравнения типа Т-72 против «Абрамса» или Т-14 «Армата» против «Леопарда-2» лишены смысла.
Боевая машина, будь то танк или БМП, должна обеспечивать подавление сопротивления вражеской пехоты, а не стремиться к эпическим сражениям вроде той танковой битвы, которая произошла под Прохоровкой в 1943 году. Именно поэтому, как ни странно это будет звучать, но танковая дивизия, вооруженная Т-64 или Т-72, вместе с БМП Т-15 является не менее грозной силой в стратегии отечественного блицкрига, нежели такая же дивизия, но вооруженная исключительно Т-14 «Армата» и БМП Т-15!
В целом, российское танковое соединение, построенное на основе БМП Т-15 «Армата», позволяет окружать, а не только отталкивать и перемалывать, что является невозможным без Т-15, являющимся для стратегии окружения (к удивлению многих!) даже более важным компонентом, нежели танк Т-14! Поэтому именно БМП Т-15 вполне может являться для российской армии тем самым краеугольным камнем, на котором может держаться вся стратегия современного блицкрига, вот почему отечественные конструкторы и создали эту очень защищенную машину.
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями:
Добавить комментарий!