На «Русский марш» с украинским флагом
Гражданская война на Украине имела для России, помимо прочего, одно довольно неожиданное последствие — привела к кризису русского национализма.
Выяснилось, что многие из тех, кто на словах ратовал за русский народ, поддержали украинских националистов и даже нацистов, убивавших русских именно за то, что они русские.
Прошлогодний «Русский марш», на котором были замечены украинские флаги, ввёл в недоумение и оттолкнул многих из тех, кто прежде симпатизировал русскому националистическому движению.
А ведь буквально за полгода до майдана на Украине в России было чуть ли модным называть себя националистом. Даже президент Владимир Путин назвал себя русским националистом. Так каковы перспективы этого политического направления в России?
— Кризис русского национализма, конечно, есть, — говорит идеолог Национал-демократической партии Константин Крылов. — Но одновременно с расколом в националистическом стане происходят и другие процессы. На слуху националисты, которые машут украинскими флагами, но гораздо больше ребят с националистическими взглядами поехали защищать Донбасс.
Потому что восстание на Юго-Востоке Украины они восприняли как национально освободительную борьбу русских. И там они пытались и пытаются утверждать идеалы русского национального государства. Другой вопрос, насколько у них это получается. Нас вообще тревожит нынешняя ситуация в Донбассе.
Тем не менее, происходящее в русском националистическом движении я бы назвал кризисом роста. Сам факт, что люди перешли от слов к делу, очень важен.
Да, имеет место кризис в идеологическом плане. В кризисе находится «старый вариант» русской националистической идеологии, во многом списанный с западных праворадикальных образцов. Существует известный шаблон правых движений. Он включает набор: симпатии к авторитарным режимам, определённая субкультура (грубо говоря: бритые затылки, тяжёлые ботинки). Вот такие «русские националисты» сегодня в основном симпатизируют тому, что происходит на Украине. Эти люди, по сути, были представителями правой субкультуры, для которых она важней, чем собственная национальность.
То есть русский национализм и правая субкультура сейчас разделились. Да, это кризис, поскольку в своё время былая иллюзия, что эти вещи могут вполне уживаться, а хотим мы все примерно одного и того же. Как выяснилось, это не так. Для «правых ребят» оказалось важнее, что на Украине национализм не только разрешён, но и во многом задаёт тон политической жизни. Те, кто остался русскими, такой подход отрицают. То есть события на Украине просто ускорили давно назревавший процесс сепарации в рядах русских националистов.
«СП»: — Раньше националисты были довольно заметным явлением политической жизни, им прочили усиление влияния. Оказалось, что это были ошибочные прогнозы?
— Я думаю, что через какое-то время национализм обновится и не только вернёт прежние позиции, но и усилит их. Раньше националистов воспринимали как некое радикальное политическое течение, с которым приходится считаться в данных обстоятельствах. А мы бы хотели повернуть ситуацию так, чтобы национализм воспринимался в русском обществе, как нечто естественное и умеренное. Я бы даже говорил не о национализме, а шире — о национальном движении.
Это движение отстаивало бы точку зрения, что в России существует русский народ и соблюдение его прав — это очень важно. В частности, право на воссоединение разделённого народа — классическое национальное требование. Любые европейские националисты исходят из понятия, что права народов важнее прав государств. И желательно, чтобы все представители одного народа имели единое государство, если они этого хотят.
В украинском случае, когда русских пытались насильственно украинизировать, по-моему, всё достаточно однозначно.
«СП»: — Что, на ваш взгляд, сегодня представляет такое явление, как «Русский марш»?
— Наша партия уже сделала публичное заявление о том, что в «Русском марше» участвовать мы не будем. Мы считаем неприемлемым идти в одном строю с людьми, которые размахивают флагами государства, где ущемляются права русских. В прошлом году мы неожиданно для себя оказались с ними в одном строю и больше повторять этого не хотим. Эти люди с украинскими флагами бросают тень на всё русское движение. Их обязательно покажут по телевизору и скажут: «Посмотрите на этих русских националистов. Они поддерживают тех, кто убивает их соотечественников». И ведь будут правы. Мы категорически не хотим в этом участвовать.
— Нынешний кризис национализма был предопределён, — считает сопредседатель движения «Народный собор» Валерий Хомяков. — Долгое время предпринимались активные действия по дискредитации самой идеи национализма. Разрешалось быть на плаву только маргинальным партиям и организациям. То есть людям, которых заведомо можно было убрать из политической игры, одновременно при их помощи сделав из национализма пугало. Эти организации даже имели финансовую поддержку от околовластных структур.
Постоянно устраивались провокации против националистов. СМИ рассказывали об отморозках, при этом убеждая публику, что «все националисты такие».
Помните, сколько шуму было вокруг убийства таджикской девочки? А всего-то один таджик нанял скинхедов, чтобы убить другого таджика, своего конкурента по продаже наркотиков. А девочка просто попалась под руку.
Одновременно при непосредственном участии Станислава Белковского началось «скрещивание» либерализма с национализмом. Вот мы и получили националистов, для которых не важен их конкретный народ, а важен национализм вообще. И мы видим теперь, что выращено поколение «националистов-общечеловеков», которые выступают за унижение собственного народа, размахивая украинскими флагами. Для них национальный герой не Александр Невский, а Степан Бандера. Это предатели, а не националисты.
К этому изначально вели, чтобы не возникло чего-то вменяемого, здорового на национально-патриотическом фланге. Такая перспектива всегда была кошмаром для наших либералов.
«СП»: — Однако многие представители так называемого национал-демократического движения на деле выступали в защиту прав русских. Можно вспомнить русский бунт в Кондопоге, протесты, связанные с убийством Егора Свиридова…
— Чаще всего, эти люди использовали подобные ситуации для самопиара. Ясно, что приезжие, привыкшие жить по правилам диаспоры, где рука руку моет, к тому же поощряемые продажностью наших чиновников вели себя часто вызывающе, что не могло не вызывать недовольства коренного населения Центральной России. И когда где-то вспыхивал конфликт, как правило, на бытовой почве, тут же находились желающие придать этому характер межэтнического конфликта.
Предельно ясно одно: нельзя быть за русский народ, и при этом не быть за российское государство.
Если мы видим массу антирусских черт в российской государственности, а они действительно есть, это не значит, что эту государственность надо в очередной раз снести до основания. Надо сделать её более русской, исправить её сущность.
Как говорил Александр III, Россия для русских и по-русски. То есть Россия не может быть против русских, поскольку русских в них большинство. Это чисто демократический принцип. Ничего в этом лозунге, кстати, экстремистского нет, если произносить его полностью.
Если государство не пытается стихийный национализм организовать и подстроить под государственные интересы, это начинают делать люди с антигосударственными взглядами.
Алексей Полубота
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями:
Добавить комментарий!