Ставка на Хаму или террористов в расход (ФОТО)
В октябре 2013 года в Сирии появился проповедник салафизма-ваххабизма Абдаллах аль-Мухайсини. На родине, в Саудовской Аравии, он был под домашним арестом.
Однако это не помешало ему через Ливан оказаться на сирийской территории и выступить там с призывом ко всем «воинам джихада» объединяться. Впрочем, успех его призывы имели относительный.
С момента появления в 2014 году в Сирии отрядов «Исламского государства»* между ними и рядом других крупных формирований «джихадистов», включая коалиции «Ахрар аш-Шам» и «Джебхат ан-Нусра», шла довольно кровопролитная борьба. Аль-Мухайсини, близкий к «Аль-Каиде», занимал при этом достаточно автономную позицию, и с конфликтом между «Джебхат ан-Нусрой» и «Исламским государством» себя не ассоциировал.
Группировка «Джейш уль-Фатх», которую аль-Мухайсини формально возглавлял, по сути являлась зонтичной структурой, через которую осуществлялось финансирование активности различных группировок боевиков в районе южный Идлиб — северная Хама, от города Хан-Шейхун до предместий Хамы. Она не пользовалась особым авторитетом среди боевиков, так как сам Мухайсини представляет собой идеолога, а не командира. Однако, ради его зарубежных связей и выходов на потенциальных спонсоров «джихада», в открытую с Мухайсини никто не конфликтовал.
После авиаударов ВКС РС «моджахедам» необходимо объединиться, иначе их истребят
С началом российской воздушной операции у Мухайсини как будто открылось второе дыхание. Он заявил, что «моджахедам» необходимо координировать свои усилия и перейти в наступление на крупные города и в сторону побережья, иначе их могут уничтожить.
Не сразу, но на счета Мухайсини, видимо, все-таки пришел транш и он решил перейти от слов к делу.
Новая группировка «Исламский фронт Леванта»
«Джейш уль-Фатх» стало базой для формирования нового «Исламского фронта Леванта», в который влились различные мелкие группировки и часть боевиков «Ахрар аш-Шам». Также из-за границы прибыла многочисленная партия подготовленных «моджахедов», которым, видимо, как раз перекрыли путь в «Исламское государство», а в Турции оставлять не захотели. Часть из них даже возродила группировку «Джунд аль-Акса».
Аль-Мухайсини провозгласил операцию сразу с несколькими громкими наименованиями «Поход на Хаму» («Газуат Хама»), «Многопартийный поход» («Газуат аль-ахзаб») и даже «Аллах побеждает» («Аллаху галиб»). С опорой на покинутые жителями населенные пункты Эль-Хабит, Кфер-Нбуда, Кфер-Зайта, Тамана, Эль-Латамна, с тылом в крупных городах Хан-Шейхун и Маарет-Нуаман, боевики начали пытаться пробовать сирийские боевые порядки на зуб.
А сирийские боевые порядки в некоторых местах взяли и подались.
Сначала сирийское наступление как будто затормозилось в районе н. п. Кфер-Нбуда. После того как были взяты важные в стратегическом отношении населенный пункт Ачан и возвышенность Сукейк, а затем очистила от боевиков Кфер-Нбуду, казалось, что сирийцам уже открыта дорога на Хан-Шейхун и группировка боевиков севернее Хамы окажется в котле.
После ударов ВКС боевики начали жаловаться в интернете на свою тяжелую долю
Однако по какой-то причине сирийская армия вдруг ушла из Кфер-Нбуды. Выждав немного, боевики зашли в село небольшой группой, пофотографировались для социальных сетей и вышли. Затем зашли уже более основательно. Но регулярные удары авиации и артиллерии по местам скопления НВФ деморализовали. Начались жалобы в Интернете. Тогда, в преддверии транша на «джихад», о котором велись переговоры, пропагандистские структуры боевиков начали анонсировать «наступление на Хаму». Первая партия зарубежных «моджахедов» была переброшена в район три недели назад. Вскоре террористы, ткнувшись в нескольких местах и получив огневое поражение, вдруг нащупали слабое место в районе населенных пунктов Лахайя и Маркаба, которые и заняли, обнаружив здесь некоторое количество брошенных боеприпасов и старой бронетехники.
Затем снова последовали бомбовые и ракетно-артиллерийские удары сирийской армии. Неся потери на занимаемых позициях, боевики были лишены возможности перемещаться крупными формированиями. Часть из них попыталась уйти на север и дело дошло до столкновений с заградотрядами «Ахрар аш-Шам».
Тогда, так как получение транша на активизацию боевых действий требовало продемонстрировать боеспособность, Мухайсини обратился к руководству крупной группировки «Файлак аш-Шам». Командиры террористов рискнули и повели свои отряды на Сукейк и Ачан, подгадав, как им казалось, момент снижения активности авиации. В результате через десять дней подразделения сирийской армии из этих населенных пунктов были без потерь выведены, а «Файлак аш-Шам» значительно убавилась в числе, потеряв и своего командующего — «шейха» Шахиба Яртаки, убитого сирийской артиллерией на холме Сукейк.
Похоже Армия Сирии перешла к тактике выманивания и истребления боевиков
Можно предположить, что, значительно усилившись авиационной и артиллерийской поддержкой, сирийская армия, ведущая активные боевые действия по всей стране, действительно перешла к тактике выманивания и истребления боевиков.
Ещё через неделю, когда прибыли новые сотни «моджахедов» с территории Турции и началась «Газуат аль-ахзаб», боевики «наскочили» на давно разрушенный Мурек. В какой-то момент сирийские войска опять же практически без потерь оставили этот населенный пункт, а боевиков в его окрестностях несколько дней трамбовали авиация и артиллерия.
«Аль-Джазира», «Ориент-ньюс» и прочие ресурсы информационной поддержки боевиков начали активно распространять сообщения о том, что «моджахеды» из «умеренной оппозиции» уже видят Хаму. Однако в реальности боевики вместо развития наступления отступили на позиции к укреплениям у подконтрольных населенных пунктов либо вообще на север. В боях у сирийских блокпостов и под авиационно-артиллерийскими ударами было уничтожено еще несколько полевых командиров.
Конечно, самолеты и пушки с РСЗО не заменят пехоту, а сирийские танки по-прежнему плохо защищены от используемых террористами американских ПТРК. Нельзя застраховаться и от «случайностей войны» — командир одной из сирийских танковых бригад погиб, попав в засаду под Муреком.
В результате Мухайсини все еще может рассчитывать, что если уж не взять Хаму, то сковывать сирийскую войсковую группировку в этом районе ему по-прежнему по силам. Пусть и ценой жизни пушечного мяса из местных и приезжих «моджахедов», погибающих под ударами сирийской авиации и артиллерии. За то Мухайсини видимо и платят.
Абу Ибрагим, сирийский военно-политический эксперт, специально для «Русской Весны»
На фото — Абдаллах аль-Мухайсини на фоне флагов «Аль-Каиды»
* террористическая организация, деятельность которой на территории Российской Федерации официально запрещена
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями:
Добавить комментарий!