Визит Олланда в Москву — коалиции не получилось
Переговоры лидеров России и Франции в Кремле 26 ноября завершились без прорывов.
Стороны едины в том, что ИГИЛ* является их главным противником, но не сходятся в том, как добиться уничтожения группировки.
Несмотря на то, что Франсуа Олланд в Москве вновь упомянул о «большой коалиции», пути ее создания остались такими же неясными, как и были накануне.
Встреча Владимира Путина и его французского коллеги заняла несколько часов и прошла в формате экспресс-визита. Еще утром 26 ноября Франсуа Олланд принимал в Париже премьер-министра Италии Марио Ренци, а сразу после разговора с российским лидером возвратился во Францию, где пройдут траурные мероприятия, посвященные жертвам террористических актов.
Краткая поездка, скорее всего, останется без последствий для внешней политики Парижа, слишком тесно связанного с Вашингтоном, чтобы пойти на сближение с Москвой.
В ходе обмена мнениями с Владимиром Путиным Франсуа Олланд постарался подчеркнуть то, что сближает обе страны: «нам необходимо нанести совместный удар по терроризму, сделать так, чтобы целая группа государств вела борьбу с ним и с ИГИЛ». Путин ответил, что Россия «готова к сотрудничеству», которое является «абсолютно необходимым».
К разочарованию Кремля, французский лидер не сделал никаких заявлений о Турции, чью границу с Сирией предлагал перекрыть накануне.
Трагический инцидент, произошедший 24 ноября в небе недалеко от Латакии, стал дурным предзнаменованием для миссии Олланда: в планы французского президента входит создание «большой коалиции», участниками которой стали бы и Москва, и Анкара. Сразу после терактов это могло казаться реальным, но в сложившихся условиях Парижу придется выбирать между двумя державами, принимая во внимание, что турецкие власти критически необходимы Европейскому союзу, желающему сдержать поток мигрантов из Сирии.
Помимо зигзагов политики Анкары, против союза Парижа и Москвы работает и другой фактор — американский. 24 ноября на встрече с Франсуа Олландом президент США Барак Обама дал понять, что его страну устраивает существование двух соперничающих коалиций, ведущих борьбу с ИГИЛ. «Вместе с нами против террористов выступили 65 государств, а в российской коалиции их только две — сама Россия и Иран», заявил политик. Высказывание, недружественное по отношению к Москве, прозвучало в ходе совместной пресс-конференции с Олландом, который не возражал своему коллеге.
Слишком тесная дружба с США
Вполне вероятно, даже если бы Париж стремился заключить военный союз с Россией без согласия Вашингтона, эта инициатива была бы обречена на неудачу. Несмотря на то, что Франция самостоятельно ведет бомбардировки позиций ИГИЛ в Сирии, при их осуществлении Париж критически зависит от США. В частности, без данных американской разведки французские военные просто не знали бы, где находится инфраструктура боевиков.
Аналогичная ситуация сложилась и в африканском Мали, где Париж продолжает сдерживать террористов, близких к Аль-Каиде. Данные о местоположении экстремистов предоставляются Вашингтоном, без помощи которого продолжение операции фактически невозможно.
Сотрудничество с США играет ключевую роль и в оснащении французской армии. Авианосец «Шарль де Голль», с которого Франция наносит удары по ИГИЛ, спроектирован при использовании американских технологий. Беспилотники системы Reaper, недавно закупленные Парижем у США, до сих управляются американскими специалистами. Как утверждает издание Opinion, их французским коллегам еще только предстоит научиться пользоваться этой техникой. Более того: контракт, заключенный Парижем и Вашингтоном, запрещает использовать летательные аппараты за пределами Северной Африки без предварительного согласия Пентагона.
Во французском генштабе преобладают сторонники США. Вместе с американцами в рамках операций НАТО французские морские силы «сдерживают» российские подводные лодки, оказывающиеся в Северной Атлантике. Последний инцидент подобного рода произошел за 2 дня до терактов 13 ноября. Можно констатировать, что хотя французская дипломатия бывает сдержанной в отношении США, военные явно предпочитают Вашингтон Москве.
Правая оппозиция
По этой причине может показаться закономерным, что Олланд возвратился во Францию, не добившись никакого конкретного результата.
Между тем во французском обществе преобладает мнение тех, кто считает союз между Москвой и Парижем необходимым. Накануне встречи Олланда и Путина экс-премьер Франции Франсуа Фийон заявил, что осуждает введение санкций против России. Днем ранее, фракция республиканцев в национальной Ассамблее призвала отменить все торговые ограничения, действующие в отношении России. Того же решения от Олланда ждет и лидер «Национального фронта» Марин Ле Пен, рейтинг которой заметно вырос в течение 2015 года.
И все же хотя французский лидер пока не прокомментировал такую возможность, всё говорит за то, что Париж продолжит поддерживать санкции. По крайней мере, 24 ноября посол Франции в США Жерар Аро написал на своей странице в Twitter: «Президент подтверждает, что ограничения в отношении России останутся в силе, пока не будут выполнены Минские соглашения».
Игорь Гашков
* запрещенная в РФ террористическая организация.
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями:
Добавить комментарий!