«Франция, ты поправела!» — мнение политолога
Антиэмигрантский «Национальный фронт» одержал победу в первом туре региональных выборах во Франции. Сообщается, что представители фронта лидируют в 6 из 13 французских регионов.
В целом по стране «Национальный фронт» получает 28% голосов, на втором месте «Республиканцы» Николя Саркози, у них 27%. Наконец, правящая Социалистическая партия набирает лишь 23%.
Резкий рост поддержки «Национального фронта» (набравшего 11% на аналогичных выборах в 2010 году) связан с последними терактами в Париже и неспособностью официальных французских властей предложить внятную стратегию по борьбе с террористами.
«Национальный фронт» давно выступал против массового завоза мигрантов во Францию, предупреждая об угрозе, которую они несут французской идентичности.
Обе главные партии французской двухпартийной системы, социалисты и неоголлисты, предпочитали игнорировать эти предупреждения, рассчитывая на то, что мигранты легко ассимилируются в процветающем и демократическом французском обществе. Однако эти надежды оказались тщетны.
Нестабильность на Ближнем Востоке, к которой приложили руку как Саркози, так и Олланд, бумерангом ударила по «прекрасной Франции». А радикальный исламизм, поддерживаемый сырьевыми монархиями Персидского залива, такими как Саудовская Аравия и Катар, свил гнездо в Европе. В итоге все предупреждения «Национального фронта» сбылись.
Конечно, результаты первого тура ещё не значат, что «Национальный фронт» одержит победу в целом по стране. Региональные выборы предполагают голосование за партийные списки.
Если никто не получил абсолютного большинства в первом туре, то проводится второй. В него проходят партийные списки, набравшие больше 10% голосов.
Занявший первое место список автоматически получает четверть мандатов в региональном собрании, а остальные депутатские места распределяются по пропорциональному принципу.
Легко заметить, что при подобной системе крайне важно, кто займет первое место. Поэтому Социалистическая партия уже заявила о снятии своих списков в Нор-Па-де-Кале/Пикардия, где «Национальный фронт», возглавляемый его общенациональным лидером Марин Ле Пен, получил больше 40% голосов.
Социалисты выйдут из борьбы и в регионе Прованс-Альпы-Лазурный Берег, где больше 40% получила Марион Марешаль Ле Пен, внучка основателя и племянница лидера НФ, являющаяся восходящей звездой партии и чуть ли не единственным ее представителем в Национальном собрании.
Таким образом, неоголлисты и социалисты попытаются во втором туре сбросить «Национальный фронт» с лидирующих позиций и не дать ему получить «призовую» четверть голосов в региональных собраниях.
Впрочем, Николя Саркози уже заявил, что не намерен блокироваться с социалистами во втором туре. Отдельные наблюдатели выражают недоумение в связи с этим решением, но за ним стоит политический расчет.
Саркози полагает, что избиратель социалистов «в случае чего» проголосует за него и так, без всяких договоренностей. Так стоит ли связывать себя обязательствами, если при выборе между «Национальным фронтом» и «Республиканцами» последним автоматически обеспечены голоса левых?
Таким образом, основная борьба за избирателей еще предстоит. «Республиканцы» постараются скинуть «Национальный фронт» с первых мест в тех регионах, где он лидирует по результатам первого тура.
И самая острая борьба развернется в Нор-Па-де-Кале/Пикардия и в Прованс-Альпы-Лазурный Берег, где «Национальный фронт» и неоголлисты останутся один на один.
Тем не менее региональные выборы демонстрируют резкое поправение французского общества. Обе главные партии не могут предложить рецепты, направленные на решение существующих проблем — миграционного кризиса и террористической угрозы.
Понятно, что в таких обстоятельствах растет популярность «Национального фронта», у которого такие рецепты есть. Французская политическая элита перед лицом терактов предлагает лишь сплотиться и «спеть что-нибудь хором». Но эти методы не работают.
Похоже, французское общество неожиданно для самого себя движется к израильской модели политического устройства. Напомню, что 20% граждан Израиля — арабы. Арабский язык имеет статус государственного наряду с ивритом. Однако при этом арабы изолированы в политическом пространстве еврейского государства.
Арабские партии присутствуют в кнессете, но никто и никогда не заключает с ними альянсов по формированию правительства. Израильское общество в последние десятилетия сильно сдвинулось вправо, потому что только правые предлагают силовые сценарии борьбы с исламистскими радикалами. Левые рецепты попросту не работают.
Итоги региональных выборов во Франции демонстрируют, что социалисты могут утратить свой статус второй по значению политической партии Франции и превратиться в младших союзников неоголлистов.
Проявляются черты новой двухпартийной системы, одной частью которой будет «Национальный фронт», а другой — неформальный блок «Республиканцев» и Соцпартии.
Пока этот блок оказывается способен не допустить «Национальный фронт» до серьезных позиций во власти. Однако если политический процесс пойдет в том же направлении, что и сейчас, «Национальный фронт» будет иметь хорошие шансы на власть.
Пока же региональные выборы демонстрируют нам, как могут развиваться события в ходе президентских выборов 2017 года. Марин Ле Пен может пройти во второй тур.
И тогда тот кандидат, который станет ее соперником, скорее всего, въедет в Елисейский дворец. Понятное дело, что Олланд и особенно Саркози приложат все усилия, чтобы занять «победное» второе место в первом туре.
Бывший президент Саркози приложит все усилия, чтобы его партия стала основным выгодоприобретателем сдвига французских избирателей вправо. Удастся ли ему это сделать, покажет второй тур.
Пока же шансы Саркози велики. Ему удается сохранить своего избирателя и привлечь левых, напуганных возможным приходом к власти «Национального фронта». Так что именно «друг Николя» может стать основным выгодоприобретателем правого поворота во французской политике.
Присоединяйтесь к нам в Facebook, ВКонтакте, Twitter, чтобы быть в курсе последних новостей.
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями:
Добавить комментарий!