Турция и Ирак: возможен ли военный конфликт?
Вероятность того, что нахождение турецких военных на территории Ирака выльется в открытую конфронтацию между двумя странами, крайне низка.
Угрозы Багдада вынести вопрос на обсуждение в Совет Безопасности ООН в случае отказа Анкары вывести свои подразделения — сотрясание воздуха, призванное поддержать образ Ирака как единого государства в глазах международного сообщества.
Такое мнение выразили опрошенные эксперты.
Согласно данным правительства Ирака, 4 декабря турецкий танковый батальон вошел в иракскую провинцию Найнава под предлогом подготовки бойцов курдских народных отрядов, воюющих с террористами. Иракское дипломатическое ведомство и министерство обороны назвали присутствие турецких военных «враждебным действием», которое не было согласовано с властями.
В воскресенье премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади заявил, что власти страны сохраняют за собой право прибегнуть к любым возможным мерам, включая обращение в Совет Безопасности ООН, если турецкие войска не покинут территорию страны в течение 48 часов. Сегодня, во вторник, истекает срок назначенного ультиматума.
В свою очередь, глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу в разговоре со своим иракским коллегой Ибрагимом аль-Джаафари подчеркнул, что Анкара в данный момент не намерена выводить войска с территории арабской республики, однако приостановит их дальнейшее развертывание.
Поддержка имиджа Багдада
Возможности центрального правительства Ирака в отношении турецких войск сильно ограничены, поскольку те находятся на территории иракского Курдистана. Такое мнение выразил востоковед, доцент Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и госслужбы Сергей Демиденко.
«Премьер-министр Ирака может сказать что угодно, но проблема в том, что эти территории контролируются курдами и Ираку фактически не принадлежат. Эта конфигурация сложилась еще после 2003 года (с момента вторжения США в Ирак — ред.)», — заявил Демиденко.
По его мнению, ультиматум, который Багдад выдвинул Анкаре, нацелен, прежде всего, на поддержание образа единого государства, которого фактически уже не существует, а громкие заявления иракской стороны — «не более чем сотрясание воздуха». При этом, убежден эксперт, возможное обращение Багдада в СБ ООН также вряд ли будет иметь какие-либо перспективы.
Напомним, что ранее во вторник пресс-секретарь Народного ополчения Ирака Карим ан-Нури заявил, что движение оставляет за собой право принять адекватные меры в отношение турецких войск в случае их отказа покинуть территорию Ирака по окончании срока, назначенного правительством страны.
Курдский фактор
Старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, эксперт РСМД Виктор Надеин-Раевский также полагает, что ключевой стороной в нынешней ситуации на севере Ирака являются именно курды. «Ситуация неоднозначна, потому что турки утверждают, что их приглашали, а иракцы — что их не приглашали. Я считаю, что ключевой момент наступит тогда, когда за турок вступятся курды», — отметил эксперт.
Он напомнил, что между Анкарой и властями иракского Курдистана в последнее время сложились достаточно теплые отношения. «Они Турцию до этого уже выгораживали, например когда заявили, что это именно их нефть идет в Турцию, хотя ВКС РФ отследили маршруты поставок от террористов», — сказал Надеин-Раевский.
«Скорее всего, курды заявят, что речь шла о приглашении автономной республики Курдистан», — считает специалист.
При этом, по его словам, особенных возможностей для военного ответа у Багдада нет. «Ясно дело, что иракская армия в противостояние вступать не будет и не может. ИГИЛ* она уже проиграла», — заключил собеседник агентства.
* Запрещенная в РФ террористическая организация.
Присоединяйтесь к нам в Facebook, ВКонтакте, Twitter, чтобы быть в курсе последних новостей.
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями:
Добавить комментарий!