Выставка графики режиссера Эйзенштейна впервые открывается в Лондоне
На выставке "Неожиданный Эйзенштейн" представлены более 60 рисунков, эскизов и набросков из коллекции Театрального музея имени Бахрушина и Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ).
"Наследие Эйзенштейна неисчерпаемо, несмотря на его довольно короткую жизнь – всего 50 лет. Он создал такое количество всего, что исследуя его творчество, никогда нельзя поставить точку. Скажу лишь, что более шести тысяч его рисунков сохранились, они систематизированы по темам, и это десяткам тем. И самое ценное – что каждый исследователь, каждый куратор находит свою тему. Если десять лет назад на Каннском фестивале был представлен "Озорной Эйзенштейн" с эротическими рисунками, которые у Эйзенштейна представлены в немалом объеме, то сегодня совсем новый Эйзенштейн – действительно неожиданный", — сказала на предпоказе выставки глава РГАЛИ Татьяна Горяева.
Кураторы выставки — историк кино и соавтор книги Eisenstein Rediscovered Иан Кристи и директор галереи GRAD искусствовед Елена Судакова.
"Неожиданный Эйзенштейн" — пример исключительно эффективного сотрудничества четырех организаций, российских и британских. И еще я хотела бы напомнить, что нынешний год назван в России годом кино, а в Великобритании – годом Шекспира. Наша выставка вписывается и в то, и в другое", — сказала Судакова.
Она пояснила, что, помимо задачи показать рисунки Эйзенштейна, многие из которых в течение долгого времени не выставлялись, она и ее коллеги стремились проанализировать отношение создателя "Броненосца "Потемкина", "Александра Невского" и "Ивана Грозного" к Британии.
Примечательно, что в Англии Эйзенштейн побывал всего один раз – в 1929 году. Но он с детства любил английскую литературу, и, как отмечают кураторы выставки, уже в раннем творчестве режиссера чувствуется влияние Редьярда Киплинга, сэра Артура Конан Дойла и Гилберта Кита Честертона. Первые карикатуры и первые театральные эскизы к постановке "Макбета" также свидетельствуют о глубоком интересе Эйзенштейна к британской культуре.
Поездка на родину любимых писателей стала важным событием для Эйзенштейна, на "капиталистическом Западе" его тепло приняли коллеги и другие представители "интеллигенции, среди которых был и писатель Бернард Шоу.
Во время визита Эйзенштейн не только побывал в Виндзорском замке, "доме Шерлока Холмса" на Бейкер-стрит, в Итоне, но и выступил с лекциями в Рабочем обществе кино и в Кембриджском университете, а также присутствовал в качестве почетного гостя на званом ужине в Тринити-колледже в Кембридже.
Тогда же состоялся и закрытый показ фильма "Броненосец "Потемкин" в лондонском Обществе кино (революционное содержание не позволило фильму выйти в широкий прокат), а цикл лекций Эйзенштейна в Лондоне вызвал новую волну интереса британцев к советскому кинематографу.
Эйзенштейн оказал немалое влияние на британское документальное кино 1930-х годов, в частности, в знаменитом фильме Лоуренса Оливье "Генрих V" можно найти немало отсылок к "Александру Невскому".
К выставке, которая продлится до 30 апреля, галерея GRAD приурочила цикл лекций по истории советского кино от революции до перестройки.
В апреле в Лондоне пройдет международный симпозиум, посвященный Эйзенштейну и организованный при поддержке Института искусств Курто, галереи GRAD и фонда "Кино Классика".
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями:
Добавить комментарий!