Главные новости страны ua-ru.info » Новости » Политика » Евромайдан и церкви: стратегии, проблемы, перспективы
Евромайдан и церкви: стратегии, проблемы, перспективы
Как не странно, на Евромайдане есть еще и церковный аспект. Столь активном участии клириков в гражданских протестах Украина, кажется, еще не видела. Недооценивать значение этого явления не стоит.
Евромайдан обнаружил определенные глобальные тенденции и локальные проблемы церковной жизни, значение и последствия которых нам еще придется и увидеть, и почувствовать. А пока рассмотрим расписание основных религиозных сил и проанализируем, кем они пришли на Евромайдан и кем из него уйдут, когда все кончится.
УПЦ: каноническое маневрирования
Первой на наш аналитически-операционный стол положим УПЦ МП, потому что, забегая вперед, ее положение сложное, если не сказать критическое. Подписавшись под «евроинтеграционным» обращением церквей в сентябре, митрополит Владимир (Сабодан) поставил себя в крайне уязвимую ситуацию. Синхронизируясь с курсом президента, он пошел наперекор патриарху Кириллу (Гундяеву) - известному популяризатору «русского мира» в Украине. В отличие от Януковича, который (теоретически) мог побить горшки с Путиным и найти себе патронов на Западе, митрополиту Владимиру никуда не деться из-под юрисдикции московского «начальства». Разве что в раскол.
Да и внутри УПЦ постоянно происходит скрытое противостояние проукраинской и пророссийской групп. Вспомните, как во время болезни митрополита в феврале 2012-го пророссийская группа под руководством митрополита Одесского и Измаильского Агафангела (Саввина) едва не совершила церковный переворот. Поддержка соглашения об Ассоциации с ЕС подлила масла в огонь - некоторые клирики даже сделали соответствующие публичные заявления. К примеру, монахи Свято-Успенского монастыря (Донетчина) назвали поддержку евроинтеграции лишь личной позицией митрополита. А руководитель пресс-службы УПЦ Василий Анисимов заклеймил его курс как «некорректный» и «неконституционный».
Впрочем, речь идет не только о «аппаратные интриги». Сравните карты геополитических и конфессиональных предпочтений: очевидно, что значительная часть верующих УПЦ не является сторонниками евроинтеграции (преимущественно на Востоке и Юге страны). Представителями этого недовольства выступают различные общественные объединения монархически-православного уклона. На официальном уровне УПЦ осуждает «политическое православие» и отмежевывается от сотрудничества с такими организациями. Однако на местах ситуация существенно различается. Например, архиепископ Луганский и Алчевский Митрофан (Юрчук), будучи постоянным членом Синода УПЦ, уже два года подряд благословляет то крестные ходы, то «русские марши», что их организуют местные монархические объединения. Нынешний «русский марш» в Луганске прошел под слоганами против евроинтеграции вроде: «Митрополит, ты не прав». Вот тебе и субординация.
После вильнюсского демарша президента положение УПЦ еще больше усложнилось. Отказаться от поддержки евроинтеграции неудобно, а переходить в оппозицию - невыгодно и, учитывая внутренние противоречия, вряд ли возможно. Стараясь не осложнять отношений ни с Януковичем, ни с Кириллом и одновременно оставаться в тренде, УПЦ генерировала достаточно обтекаемые заявления и минимизировало свое присутствие на Евромайдане. Но держаться отстраненно «канонической» церкви все равно не удалось - снова вылезли внутренние противоречия. Например, 10 декабря четверо священников УПЦ заявили о поддержке Евромайдана. «Мы - за сближение с христианской Европой», - говорится в их открытом письме, под которым подписались еще 14 их коллег. А 11 декабря митрополит Павел (Лебедь) похвалил МВД и заявил о проплаченных детей на Евромайдане.
Очевидно, положение УПЦ и в дальнейшем останется сложным. В СМИ уже поговаривают о начале кампании по дискредитации митрополита. Учитывая его слабое здоровье, «импичмента» может и не быть. Какая церковная «партия» победит в УПЦ - неизвестно. Обсуждается также сценарий раскола - по крайней мере, перехода «проукраинской» части клириков и верующих УПЦ КП. Так или иначе, УПЦ обречена маневрировать между официальным Киевом, патриаршей Москвой, группами влияния внутри клира, не говоря уже о мирян. Такому не позавидуешь.
УПЦ КП: оппозиционное православия
Что же касается УПЦ КП, Евромайдан она восприняла и поддержала без всяких колебаний. Задекларированный Евромайданом курс «Подальше от Москвы!» в УПЦ КП разделяют от начала свое существование в 1992-м. Собственно, само создание Киевского патриархата было результатом «самостоятельных» стремлений части клириков Украинского экзархата РПЦ (с 1990-го - УПЦ). К тому же, УПЦ КП всегда позиционировала себя как церковь «патриотическая» и подчеркнуто «украинская», что также соответствовало настроениям Евромайдан.
Не является секретом и притяжения УПЦ КП к «оранжевых» («проукраинских», «демократических») политических сил. Еще в прошлом году патриарх Филарет (Денисенко) заявлял, что просил Виктора Януковича помиловать Юрия Луценко и Юлии Тимошенко, а заключенной экс-премьеру даже написал личное письмо. И похоже, что это притяжение является взаимным. Так, во время празднования 1025-летия Крещения Руси группа нардепов «Батькивщины» вместе с Арсением Яценюком демонстративно присоединилась к крестного хода Киевского патриархата (хотя сам Яценюк неоднократно заявлял, что он является верным УГКЦ).
И наконец, Евромайдан - это далеко не первые массовые беспорядки, в которых принимал участие Киевский патриархат. Вспомним лишь его скандальную дружбу с УНА-УНСО. В первые дни существования Киевского патриархата УНСО осуществляла охрану его столичных храмов и даже захватила административный корпус Киево-Печерской Лавры. В 1995-м Унсовцы помогли (читай: выполнили распоряжение Синода КП) похоронить патриарха Владимира (кстати, бывшего Оуновца) возле Софийского собора. Причем священники принимали участие в столкновениях с правоохранительными органами (в частности с «Беркутом») вместе с общественными активистами и народными депутатами.
Поэтому Евромайдан УПЦ КП поддержала единодушно и активно. Конечно же, не только на уровне клира. Как свидетельствуют данные социологической группы «Рейтинг», относительное большинство верующих сторонников оппозиционных партий - именно верующие УПЦ КП. Среди поклонников «Свободы» таких 38%, «Батькивщины» и Удара - 34% и 35% соответственно. В региональном разрезе поддержка евроинтеграции и количество общин УПЦ КП также имеют определенную положительную корреляцию.
Наиболее красноречиво позицию УПЦ КП характеризуют два события. Первая - то, что утром 30 ноября часть митингующих спряталась в стенах Михайловского собора. Кроме того, им разрешили ночевать прямо в храме. В политической плоскости аналогичным по выразительности жестом было обращение патриарха Филарета к Комитета по международным отношениям Сената США с просьбой о «действенное содействие» ассоциации Украины с ЕС. Также в своем обращении патриарх намекнул на опасность «возрождение автократической империи» и «возобновление " холодной войны».
Также стоит отметить, что заявления УПЦ КП относительно событий на Евромайдане были более созвучны заявлениям оппозиции, чем заявления УПЦ. Хотя обе церкви осудили насилие, Филарет неоднократно подчеркивал, что милицейская жестокость была направлена против мирных граждан. В УПЦ таких уточнений избегали, зато используя формулировку о недопустимости любых силовых действий - и власти, и оппозиции. Очевидно, что такая формулировка более соответствует позиции власти, которая подчеркивает, что «Беркут» переборщил, но и митингующие его старательно к этому провоцировали.
Таким образом, Киевский патриархат на Евромайдане очередной раз показал свою политическую позицию и лояльность к «демократическому» политического лагеря. Это вряд ли улучшит отношения УПЦ КП с нынешней властью, хотя, учитывая откровенную приверженность последней к «канонического православия», ухудшать их особо некуда. А шансы на благосклонность новой власти (в случае победы оппозиции в 2015-м) существенно повысились. По крайней мере, если новая власть будет признавать свои старые обязательства.
УГКЦ: действуй локально, мысли глобально
Анализируя участие церквей в Евромайдане, позиции УГКЦ и УПЦ КП нередко считают тождественными. Внешне они действительно похожи: обе церкви поддержали митингующих и словом, и делом. УГКЦ вообще обнаружила удивительную активность, масштабы которого еще предстоит осознать и описать. Единодушие клира и верующих УГКЦ в вопросе евроинтеграции и поддержке оппозиции также есть очень выразительной. Но, несмотря на всю эту схожесть в поведении УПЦ КП и УГКЦ есть одно принципиальное отличие. Не секрет, что Киевский патриархат претендует на такой же статус, как РПЦ в России (или хотя бы на такой, который УПЦ имеет при президентстве Януковича). Наверное, тяга к «симфонии» с государством является генетической чертой православных. А вот в греко-католиков стратегия совсем другая.
Известно, что автономность от государственных структур Ватикан лелеял веками и, к тому же, успешно. Что же касается УГКЦ, то она имеет опыт не просто параллельного с государством, а подпольного существования (1946-1989 гг.) на нелегальном положении. Курс «Подальше от государства!» стал еще более выразительным с избранием нового Римского понтифика. Папа Франциск прямо призвал католический мир отказаться от клерикальных стремлений. «Я хочу, чтобы мы противостояли всем светском, всем статическом, всем комфортном, всем, что связано с клерикализмом», - заявил он. Вскоре тот же «мессидж» повторил глава УГКЦ Блаженнейший владимир (Шевчук): «Думаю, что сегодня для всех церквей в Украине, с одной стороны, действительно нужно быть партнерами государства... но, с другой стороны, оставаться свободными от чрезмерной государственной опеки».
Если Римско-католическая церковь является игроком на мировой арене, то УГКЦ уверенно движется к самостоятельной субъектности - как минимум, в пределах Украины. Вспомним нынешние страсти вокруг годовщины Волынской трагедии. Тогда украинское государство обнаружила свою абсолютную неспособность защищать интересы украинцев и вести международный диалог. Самоустранились от проблемы и другие церкви. Зато УГКЦ самостоятельно провела переговоры с РКЦ Польши и добилась взаимных извинений и подписания взвешенной декларации.
Поэтому не удивительно, что и на Евромайдан УГКЦ действовала, не оглядываясь на государство. Даже больше - не боясь противопоставляться ей: чего стоит только заявление Украинского католического университета о неподчинении президенту и правительству. Кажется, поддержка Ватикана значит для УГКЦ гораздо больше, чем благосклонность чиновников и политиков. А с поддержкой греко-католиков Ватикан не задержался. Так, еще в конце ноября Папа Франциск - впервые в истории ватиканского престола - позволил Блаженнейшему Святославу отслужить литургию в базилике святого Петра. Хотя приверженность к УГКЦ демонстрировал и предшественник Папы Франциска. Аналогично поддержку Евромайдана выразил Апостольский Нунций в Украине Томас Эдвард Галликсон, а Конференция римо-католических епископов осудил жестокость правоохранителей.
Несомненно, активность УКГЦ на Евромайдане увеличит ряды ее сторонников и верующих. Также УГКЦ приумножила свой опыт самостоятельной деятельности как мобилизирующей и организующей общественной силы. И не только в масштабе Галиции, но и в Киеве, что может поспособствовать распространению греко-католицизма в восточном направлении. Кажется, УГКЦ еще никогда не получала такой аудитории в столице, как на Евромайдане - не говоря уже о миллионах сочувствующих в регионах.
***
Итак, главные субъекты украинской религиозной жизни обнаружили три различные стратегии поведения, позволяющих сделать определенные предположения относительно их будущего. Очевидно, УПЦ и УПЦ КП и в дальнейшем будут оставаться главными конкурентами за статус «церкви при государстве». В то же время украинский католицизм - в его западном и восточном вариантах - превращается из локального галицкого явления на автономный фактор общественной жизни. Или придется церквам, что поддержали Евромайдан, за это поплатиться - вопрос актуальный. Руководство Украинского католического университета уже заявило о давлении спецслужб за поддержку студентов Евромайдана. Будем надеяться, что это останется единичным инцидентом. Иначе украинское общество ждут еще большие потрясения, ибо религиозные чувства - гораздо сильнее, чем геополитические устремления. Станет у власти мудрости не трогать хоть эту «струну» - мы скоро узнаем.
по материалам
Максим Вихров ZAXID.NET
Евромайдан обнаружил определенные глобальные тенденции и локальные проблемы церковной жизни, значение и последствия которых нам еще придется и увидеть, и почувствовать. А пока рассмотрим расписание основных религиозных сил и проанализируем, кем они пришли на Евромайдан и кем из него уйдут, когда все кончится.
УПЦ: каноническое маневрирования
Первой на наш аналитически-операционный стол положим УПЦ МП, потому что, забегая вперед, ее положение сложное, если не сказать критическое. Подписавшись под «евроинтеграционным» обращением церквей в сентябре, митрополит Владимир (Сабодан) поставил себя в крайне уязвимую ситуацию. Синхронизируясь с курсом президента, он пошел наперекор патриарху Кириллу (Гундяеву) - известному популяризатору «русского мира» в Украине. В отличие от Януковича, который (теоретически) мог побить горшки с Путиным и найти себе патронов на Западе, митрополиту Владимиру никуда не деться из-под юрисдикции московского «начальства». Разве что в раскол.
Да и внутри УПЦ постоянно происходит скрытое противостояние проукраинской и пророссийской групп. Вспомните, как во время болезни митрополита в феврале 2012-го пророссийская группа под руководством митрополита Одесского и Измаильского Агафангела (Саввина) едва не совершила церковный переворот. Поддержка соглашения об Ассоциации с ЕС подлила масла в огонь - некоторые клирики даже сделали соответствующие публичные заявления. К примеру, монахи Свято-Успенского монастыря (Донетчина) назвали поддержку евроинтеграции лишь личной позицией митрополита. А руководитель пресс-службы УПЦ Василий Анисимов заклеймил его курс как «некорректный» и «неконституционный».
Впрочем, речь идет не только о «аппаратные интриги». Сравните карты геополитических и конфессиональных предпочтений: очевидно, что значительная часть верующих УПЦ не является сторонниками евроинтеграции (преимущественно на Востоке и Юге страны). Представителями этого недовольства выступают различные общественные объединения монархически-православного уклона. На официальном уровне УПЦ осуждает «политическое православие» и отмежевывается от сотрудничества с такими организациями. Однако на местах ситуация существенно различается. Например, архиепископ Луганский и Алчевский Митрофан (Юрчук), будучи постоянным членом Синода УПЦ, уже два года подряд благословляет то крестные ходы, то «русские марши», что их организуют местные монархические объединения. Нынешний «русский марш» в Луганске прошел под слоганами против евроинтеграции вроде: «Митрополит, ты не прав». Вот тебе и субординация.
После вильнюсского демарша президента положение УПЦ еще больше усложнилось. Отказаться от поддержки евроинтеграции неудобно, а переходить в оппозицию - невыгодно и, учитывая внутренние противоречия, вряд ли возможно. Стараясь не осложнять отношений ни с Януковичем, ни с Кириллом и одновременно оставаться в тренде, УПЦ генерировала достаточно обтекаемые заявления и минимизировало свое присутствие на Евромайдане. Но держаться отстраненно «канонической» церкви все равно не удалось - снова вылезли внутренние противоречия. Например, 10 декабря четверо священников УПЦ заявили о поддержке Евромайдана. «Мы - за сближение с христианской Европой», - говорится в их открытом письме, под которым подписались еще 14 их коллег. А 11 декабря митрополит Павел (Лебедь) похвалил МВД и заявил о проплаченных детей на Евромайдане.
Очевидно, положение УПЦ и в дальнейшем останется сложным. В СМИ уже поговаривают о начале кампании по дискредитации митрополита. Учитывая его слабое здоровье, «импичмента» может и не быть. Какая церковная «партия» победит в УПЦ - неизвестно. Обсуждается также сценарий раскола - по крайней мере, перехода «проукраинской» части клириков и верующих УПЦ КП. Так или иначе, УПЦ обречена маневрировать между официальным Киевом, патриаршей Москвой, группами влияния внутри клира, не говоря уже о мирян. Такому не позавидуешь.
УПЦ КП: оппозиционное православия
Что же касается УПЦ КП, Евромайдан она восприняла и поддержала без всяких колебаний. Задекларированный Евромайданом курс «Подальше от Москвы!» в УПЦ КП разделяют от начала свое существование в 1992-м. Собственно, само создание Киевского патриархата было результатом «самостоятельных» стремлений части клириков Украинского экзархата РПЦ (с 1990-го - УПЦ). К тому же, УПЦ КП всегда позиционировала себя как церковь «патриотическая» и подчеркнуто «украинская», что также соответствовало настроениям Евромайдан.
Не является секретом и притяжения УПЦ КП к «оранжевых» («проукраинских», «демократических») политических сил. Еще в прошлом году патриарх Филарет (Денисенко) заявлял, что просил Виктора Януковича помиловать Юрия Луценко и Юлии Тимошенко, а заключенной экс-премьеру даже написал личное письмо. И похоже, что это притяжение является взаимным. Так, во время празднования 1025-летия Крещения Руси группа нардепов «Батькивщины» вместе с Арсением Яценюком демонстративно присоединилась к крестного хода Киевского патриархата (хотя сам Яценюк неоднократно заявлял, что он является верным УГКЦ).
И наконец, Евромайдан - это далеко не первые массовые беспорядки, в которых принимал участие Киевский патриархат. Вспомним лишь его скандальную дружбу с УНА-УНСО. В первые дни существования Киевского патриархата УНСО осуществляла охрану его столичных храмов и даже захватила административный корпус Киево-Печерской Лавры. В 1995-м Унсовцы помогли (читай: выполнили распоряжение Синода КП) похоронить патриарха Владимира (кстати, бывшего Оуновца) возле Софийского собора. Причем священники принимали участие в столкновениях с правоохранительными органами (в частности с «Беркутом») вместе с общественными активистами и народными депутатами.
Поэтому Евромайдан УПЦ КП поддержала единодушно и активно. Конечно же, не только на уровне клира. Как свидетельствуют данные социологической группы «Рейтинг», относительное большинство верующих сторонников оппозиционных партий - именно верующие УПЦ КП. Среди поклонников «Свободы» таких 38%, «Батькивщины» и Удара - 34% и 35% соответственно. В региональном разрезе поддержка евроинтеграции и количество общин УПЦ КП также имеют определенную положительную корреляцию.
Наиболее красноречиво позицию УПЦ КП характеризуют два события. Первая - то, что утром 30 ноября часть митингующих спряталась в стенах Михайловского собора. Кроме того, им разрешили ночевать прямо в храме. В политической плоскости аналогичным по выразительности жестом было обращение патриарха Филарета к Комитета по международным отношениям Сената США с просьбой о «действенное содействие» ассоциации Украины с ЕС. Также в своем обращении патриарх намекнул на опасность «возрождение автократической империи» и «возобновление " холодной войны».
Также стоит отметить, что заявления УПЦ КП относительно событий на Евромайдане были более созвучны заявлениям оппозиции, чем заявления УПЦ. Хотя обе церкви осудили насилие, Филарет неоднократно подчеркивал, что милицейская жестокость была направлена против мирных граждан. В УПЦ таких уточнений избегали, зато используя формулировку о недопустимости любых силовых действий - и власти, и оппозиции. Очевидно, что такая формулировка более соответствует позиции власти, которая подчеркивает, что «Беркут» переборщил, но и митингующие его старательно к этому провоцировали.
Таким образом, Киевский патриархат на Евромайдане очередной раз показал свою политическую позицию и лояльность к «демократическому» политического лагеря. Это вряд ли улучшит отношения УПЦ КП с нынешней властью, хотя, учитывая откровенную приверженность последней к «канонического православия», ухудшать их особо некуда. А шансы на благосклонность новой власти (в случае победы оппозиции в 2015-м) существенно повысились. По крайней мере, если новая власть будет признавать свои старые обязательства.
УГКЦ: действуй локально, мысли глобально
Анализируя участие церквей в Евромайдане, позиции УГКЦ и УПЦ КП нередко считают тождественными. Внешне они действительно похожи: обе церкви поддержали митингующих и словом, и делом. УГКЦ вообще обнаружила удивительную активность, масштабы которого еще предстоит осознать и описать. Единодушие клира и верующих УГКЦ в вопросе евроинтеграции и поддержке оппозиции также есть очень выразительной. Но, несмотря на всю эту схожесть в поведении УПЦ КП и УГКЦ есть одно принципиальное отличие. Не секрет, что Киевский патриархат претендует на такой же статус, как РПЦ в России (или хотя бы на такой, который УПЦ имеет при президентстве Януковича). Наверное, тяга к «симфонии» с государством является генетической чертой православных. А вот в греко-католиков стратегия совсем другая.
Известно, что автономность от государственных структур Ватикан лелеял веками и, к тому же, успешно. Что же касается УГКЦ, то она имеет опыт не просто параллельного с государством, а подпольного существования (1946-1989 гг.) на нелегальном положении. Курс «Подальше от государства!» стал еще более выразительным с избранием нового Римского понтифика. Папа Франциск прямо призвал католический мир отказаться от клерикальных стремлений. «Я хочу, чтобы мы противостояли всем светском, всем статическом, всем комфортном, всем, что связано с клерикализмом», - заявил он. Вскоре тот же «мессидж» повторил глава УГКЦ Блаженнейший владимир (Шевчук): «Думаю, что сегодня для всех церквей в Украине, с одной стороны, действительно нужно быть партнерами государства... но, с другой стороны, оставаться свободными от чрезмерной государственной опеки».
Если Римско-католическая церковь является игроком на мировой арене, то УГКЦ уверенно движется к самостоятельной субъектности - как минимум, в пределах Украины. Вспомним нынешние страсти вокруг годовщины Волынской трагедии. Тогда украинское государство обнаружила свою абсолютную неспособность защищать интересы украинцев и вести международный диалог. Самоустранились от проблемы и другие церкви. Зато УГКЦ самостоятельно провела переговоры с РКЦ Польши и добилась взаимных извинений и подписания взвешенной декларации.
Поэтому не удивительно, что и на Евромайдан УГКЦ действовала, не оглядываясь на государство. Даже больше - не боясь противопоставляться ей: чего стоит только заявление Украинского католического университета о неподчинении президенту и правительству. Кажется, поддержка Ватикана значит для УГКЦ гораздо больше, чем благосклонность чиновников и политиков. А с поддержкой греко-католиков Ватикан не задержался. Так, еще в конце ноября Папа Франциск - впервые в истории ватиканского престола - позволил Блаженнейшему Святославу отслужить литургию в базилике святого Петра. Хотя приверженность к УГКЦ демонстрировал и предшественник Папы Франциска. Аналогично поддержку Евромайдана выразил Апостольский Нунций в Украине Томас Эдвард Галликсон, а Конференция римо-католических епископов осудил жестокость правоохранителей.
Несомненно, активность УКГЦ на Евромайдане увеличит ряды ее сторонников и верующих. Также УГКЦ приумножила свой опыт самостоятельной деятельности как мобилизирующей и организующей общественной силы. И не только в масштабе Галиции, но и в Киеве, что может поспособствовать распространению греко-католицизма в восточном направлении. Кажется, УГКЦ еще никогда не получала такой аудитории в столице, как на Евромайдане - не говоря уже о миллионах сочувствующих в регионах.
***
Итак, главные субъекты украинской религиозной жизни обнаружили три различные стратегии поведения, позволяющих сделать определенные предположения относительно их будущего. Очевидно, УПЦ и УПЦ КП и в дальнейшем будут оставаться главными конкурентами за статус «церкви при государстве». В то же время украинский католицизм - в его западном и восточном вариантах - превращается из локального галицкого явления на автономный фактор общественной жизни. Или придется церквам, что поддержали Евромайдан, за это поплатиться - вопрос актуальный. Руководство Украинского католического университета уже заявило о давлении спецслужб за поддержку студентов Евромайдана. Будем надеяться, что это останется единичным инцидентом. Иначе украинское общество ждут еще большие потрясения, ибо религиозные чувства - гораздо сильнее, чем геополитические устремления. Станет у власти мудрости не трогать хоть эту «струну» - мы скоро узнаем.
по материалам
Максим Вихров ZAXID.NET
Просмотров: 845; Комментариев: 0; Дата публикации: 30-12-2013, 00:00
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями:
Рекомендуем похожее:
Теперь больше пасторов и священников разных конфессий стремятся принять уча ...
«Своими угрозами в адрес УГКЦ Минкультуры очень конкретно поддержало Майдан», - считает
Скандал вокруг церкви и Минкульта разгорелся с подачи СБУ
Как сообщил директор департамента по делам религий и национальностей Министерства культуры Михаил
На сайте Белого Дома появилась петиция в поддержку УГКЦ
Сегодня утром на официальной веб-странице Белого Дома опубликовали петицию в поддержку украинской
Всемирный конгресс украинцев осудил угрозы Минкульта относительно УГКЦ
Всемирный конгресс украинцев остро осуждает угрозы Министерства культуры Украины в сторону
Всемирный конгресс украинцев осудил угрозы Министерства культуры в сторону ...
Всемирный Конгресс Украинцев осуждает угрозы Министерства культуры Украины в сторону Украинской
Православным церквям Минкульт не угрожал
Украинские православные церкви (Киевского и Московского патриархатов) не получали от Минкульта
Минкульт угрожает УГКЦ за богослужения на Майдане
Министерство культуры угрожает украинской греко - католической церкви судебными исками за участие
Власть угрожает закрыть УГКЦ за поддержку Евромайдана
Государственные чиновники угрожают Украинской греко-католической церкви прекращением деятельности
Папа Римский Франциск выразил поддержку украинскому народу
Папа Римский Франциск выразил поддержку украинскому народу. Как сообщает сайт УГКЦ, об этом
Евромайдан и церкви: стратегии, проблемы, перспективы
Как не странно, на Евромайдане есть еще и церковный аспект. Столь активном участии клириков в
Рекомендуем
Популярные новости
Качественные автозапчасти для коммерческих моделей автомобилей — несколько причин обратиться в интернет-магазин «BUS-shop»
Ключевые особенности новостных сайтов
Ключевые преимущества новостных сайтов
Австралия запретила продажу РФ компонентов для производства оружия
Австралия предоставит Украине еще $15,5 млн военной помощи
США предложили Турции передать Украине российские С-400 - Reuters
Байден пригрозил КНР, если та станет помогать России
Boeing ввел запрет на использование самолетов грузоперевезчику РФ
Новостная лента
Общество
Австралия запретила продажу РФ компонентов для производства оружия
20-03-2022, 08:26
Речь идет о глиноземе и алюминиевой руде, которые являются важнейшими компонентами оружия и
Австралия предоставит Украине еще $15,5 млн военной помощи
20-03-2022, 05:58
Также Канберра обязалась выделить около 22 млн долларов на гуманитарную помощь гражданскому
США предложили Турции передать Украине российские С-400 - Reuters
20-03-2022, 04:07
Американская администрация призывала и другие страны поставить в Украину комплексы С-300 и С-400,
Виды футбольных манежей. Преимущества
27-10-2019, 14:33
Главная задача государства заключается в сохранении здоровья населения.
Добавить комментарий!