Умберто Эко останется в истории не только благодаря роману "Имя розы"
Ренци назвал кончину Эко огромной потерей для мировой культурыЕстественно, эта новость немедленно распространилась в социальных сетях, а в субботу вышла в утренних газетах. Наверное, в этом есть особый смысл. Эко, одним из первых интеллектуалов понявший всю силу новых информационных технологий, до конца жизни так и не смог расстаться с "бумажной версией" книг, газет и журналов. Как раз в своем последнем сообщении в Twitter в ноябре прошлого года, он говорил о "возвращении бумаги". "Газета не исчезнет хотя бы в те годы, которые мне суждено прожить", — написал он тогда.
Теперь эти годы закончены. Соболезнования в связи со смертью великого мыслителя нашего времени приходят со всех концов света. Премьер-министр Италии Маттео Ренци подчеркнул, что Эко был "примером европейского интеллектуала, соединявшего уникальную мудрость прошлого с неисчерпаемой способностью предвосхищать будущее". Министр культуры Дарио Франческини назвал его "гигантом, который нес итальянскую культуру по всему миру".
Но, пожалуй, лучше всех попрощался со своим великим предшественником писатель Роберто Савиано, получивший всемирную известность благодаря роману-репортажу "Гоморра", за который боссы неаполитанской каморры приговорили его к смерти. "Nomina nuda tenemos. Прощай, профессор", — написал Савиано в субботу в своем микроблоге в Twitter.
Писатель Савиано попрощался с Умберто Эко словами из романа "Имя розы"Напомню: знаменитый роман Эко "Имя розы" оканчивается латинской фразой "Stat rosa pristina nomine, nomina nuda tenemus" (Роза при имени прежнем – с нагими мы впредь именами). Писатель позаимствовал ее из стихов французского монаха Бернарда Клюнийского, которые были написаны приблизительно в 1140 году.
Именно этот, первый роман профессора семиотики Болонского университета, увлекательное действие которого разворачивается в средневековом монастыре, принес автору поистине мировую славу. Книга была опубликована в Италии издательством Bompiani в 1980 году и затем еще несколько лет находилась в списке международных бестселлеров. Она была переведена на 46 иностранных языков, в том числе вышла на русском в 1988 году в прекрасном переводе Елены Костюкович. Экранизация романа "Имя розы", осуществленная в 1986 году французским кинорежиссером Жан Жаком Анно, только добавила ему популярности. Общий тираж этой книги в мире превысил 30 миллионов экземпляров.
Быков: Эко был не только писателем, но и "борцом с мировым идиотизмом"Тем не менее, уже сегодня со всей определенностью можно сказать, что фигура Эко не останется в истории мировой культуры лишь благодаря его знаменитому роману. Известность все-таки пришла к нему как к профессору семиотики. Такие его работы, как "Устрашенные и сплоченные" (1964) о теории массовых коммуникаций, "Поэтика Джойса" (1965), "Трактат по общей семиотике" (1975), "На периферии империи" (1977) об истории культуры, "Семиотика и философия языка" (1984), "Пределы интерпретации" (1990) еще долго будут изучаться в ведущих университетах мира. Весьма много сделал Эко, создавший специальный департамент науки о коммуникациях в старейшем университете Европы, для осмысления явлений постмодернизма и массовой культуры.
Примечательно, что в своем последнем романе "Нулевой номер", вышедшем в свет в январе 2015 года, Эко безжалостно и одновременно с большой иронией вскрыл систему функционирования современных масс медиа, которые способны организовать любую, самую грязную информационную кампанию. Рассказ писателя о запуске новой миланской газеты, которая должна стать инструментом влияния известного медиамагната, оказался самым тесным образом связан с недавней политической историей Италии. Недаром президент Италии Серджо Маттарелла, выражая в субботу соболезнования в связи со смертью писателя, отметил его "свободу, глубокий критический ум и большую гражданскую страсть".
И еще один важный факт: последний проект Эко, который более 15 лет являлся содиректором издательства Bompiani, был связан с созданием нового издательского дома, получившего название "Корабль Тесея". Об этом он, в частности, рассказал в своем последнем интервью, которое было опубликовано в la Repubblica 24 ноября прошлого года. Теперь этот проект будет реализован группой итальянских интеллектуалов, но уже без участия профессора.
Ерофеев: Эко удалось сохранить мистический ореол вокруг литературыВ последний раз мы виделись с Эко в апреле 2013 года в Риме, когда аргентинцы вручали ему премию с красноречивым названием "Золотая медаль итальянской культуре". Он был достаточно бодр и полон планов, хотя уже тяжело ходил, опираясь на палку. Судя по всему, примерно тогда в его крупном теле поселилась смертельная болезнь, но об этом могут рассказать только его родные…
Тогда я попросил профессора оставить автограф на книге для своей московской подруги, большой почитательницы его таланта. Он сделал это охотно, потому что всегда с огромным вниманием относился к своему читателю. Вообще о чтении он сказал совершенно замечательно: "Тот, кто не читает, в 70 лет проживет одну жизнь – свою. Тот, кто читает, проживет пять тысяч лет".
Сейчас жалею, что так никогда и не попросил у мастера автограф для себя. Впрочем, в моей электронной почте осталось одно письмо, которое заканчивается такими словами великого мудреца: "Мне жаль, но надеюсь, вы меня извините. Ваш Умберто Эко". Большего не надо…
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями:
Добавить комментарий!