В ГМИИ впервые собрали работы Кранахов из музеев РФ и зарубежных стран
На открывшейся в четверг в музее выставке "Кранахи. Между Ренессансом и Маньеризмом" представлено 48 живописных полотен и 50 графических работ из собраний Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, частных коллекций и европейских партнеров музея: Фонда замка Фриденштайн в городе Гота, музеев Берлина, Мадрида, Праги и Будапешта. Генеральным спонсором выставки выступил банк ВТБ.
"Работы отца и сына Кранахов определяют очень длинный, очень важный период в истории немецкого искусства и всего европейского. Это северный Ренессанс и постепенный переход к стилю маньеризм, хронологически деятельность отца и сына охватывает более полувека в пределах XVI столетия", — рассказал на открытии выставки ее куратор, заведующий отделом старых мастеров ГМИИ имени Пушкина, профессор Вадим Садков.
Фонд замка Фриденштайн — особый партнер выставки. "Из Германии в 1946 году к нам попали, как следы войны, 40 вещей. Они хранятся в музее до сих пор, в том числе, и вещи Кранаха, привезенные из Готы. На этой выставке шесть привезенных работ Кранахов воссоединились с теми вещами, которые находятся у нас. Это особая история", — рассказала директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак.
Выставка династии немецких живописцев Кранахов открывается в МосквеИз всех Кранахов самый известный — Лукас Кранах Старший (1472-1553) — реформатор немецкой живописи, чьи новаторские идеи оказали большое влияние на искусство Северного Возрождения. Первый период творчества Кранаха Старшего ознаменовало окончательный переход от идеалов Ренессанса к маньеризму.
"Он работал с образами, с композицией, с красками, чтобы донести новые идеи. Это сопоставимо с тем, какое влияние сегодня имеет на человека интернет", — отметил директор музея "Замок Фриденштайн в Готе" Мартин Эберле.
Одной из главных жемчужин выставки стала картина Лукаса Кранаха Старшего "Мадонна с Младенцем" ("Мадонна в винограднике", около 1522-1523). "Каждая деталь этой работы исполнена глубокого иносказательного смысла: виноград в руке Богоматери, к которой прикасается Младенец, напоминает о человеческом воплощении Христа, принявшего муки и умершего на кресте во имя искупления первородного греха. Виноградная лоза означает "истинную Церковь Христову", которую персонифицирует Богоматерь, изображение водопада намекает на живительную силу христианской веры", — пояснил Садков.
Кураторы выставки также выделяют работу "Венера и Амур" (1509), созданную в период, когда Кранах Старший состоял придворным художником у курфюрста Саксонии Фридриха Мудрого. Художник изобразил античную богиню красоты и любви в полный рост, полностью обнаженной. После 1530 года Кранах и его мастерская многократно обращались к этому сюжету. Насчитывается около 35 картин кисти Кранаха, его учеников, последователей и подражателей с изображением Венеры и Амура.
На открытии экспозиции директор ГМИИ имени Пушкина особо подчеркнула вклад банка ВТБ в организацию выставки. "Хочется особо отметить большой вклад, который внес банк ВТБ в организацию выставки Кранахов. Финансовая поддержка и активное участие этой компании позволило гостям и жителям столицы насладиться великолепным искусством мастеров живописи XVI столетия", — отметила Лошак.
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями:
Добавить комментарий!